Skip to content
 

Цивилизационный код этнокультурной матрицы бурятского и тувинского «Кодексов чести»: опыт сопоставления и сравнительного анализа

«Говорили гордо сыны Белой, Западной стороны,
Баторы Пегой и Буланой Орды:
Вместе с нами – правда святая,
Мы пойдем по дороге брани,
Справедливость и честь утверждая…»
(Героический эпос «Гэсэр»; тув. «Кезер-Чингис»)

«Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Ведь сам себе наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех»
(Р. Киплинг)

Введение

В «Великой Ясе» Чингис-Хана было предписано: «Любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не совершать предательства, почитать старших и нищих, за нарушения этих законов – смертная казнь» [1]. Особо подчёркивалась необходимость для всех членов традиционного общества соблюдать тэнгрианский принцип толерантности ко всем иноконфессиональным, иноэтническим духовно-религиозным традициям, обрядам, обычаям и нормам социального поведения. В «Великой Ясе» говорится: «Уважать все вероисповедования, не отдавая предпочтения ни одному» [2].

Судя по Ясе, наш великий предок был жестким сторонником крепкой полигамной семьи: «Мужчина имеет право жениться на нескольких женщинах. Первая жена считается старшей женой. Женатый мужчина должен верить своим женам. Мужчина не должен пить спиртное. Пьяный мужчина живет как слепой, он в жизни ничего не видит. Если речь идет про него, толкового ответа он не сможет дать. У пьяницы не бывает ни ума, ни чести, ни благородства. Хороший человек, ставший на путь пьянства, превращается в плохого человека. Жёны должны слушать своих мужей. Мужчина будет уважать жену только тогда, когда она к нему относится с уважением. Невестки, свекровь и свекор должны уважать друг друга; пожилые люди должны воспитывать молодежь в любви к своей семье, к своему народу, в патриотизме, и примером этому должна быть их жизнь. Пожилые люди должны отдавать свое тепло и свою любовь детям; дети должны слушаться своих родителей и исполнять их заветы. Дети должны уважать старших и внимательно относиться к ним. После смерти отца или женитьбы и ухода старших сыновей в доме продолжателем семьи остается младший сын. Богатые люди должны помогать бедным» [3].

При этом в «Великой Ясе» особо подчёркивается идея социальной справедливости, бережного отношения к  согражданам и равенства, в том числе в вопросах наследования имущества: «Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долу наследства» [4].

Разумеется, современные бурят-монголы не могут в полной мере соблюдать законы «Великой Ясы», поскольку изменились как общественно-экономические, социокультурные  и геополитические условия, так и в целом нормы гражданского права, регулирующие взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Однако, учитывая огромное влияние тэнгрианской религии  Чингис-Хана, в сочетании с общим буддийско-тэнгрианским характером всей Евразийской цивилизации Внутренней, Северо-Восточной и Центральной Азии, неотъемлемой частью которой культурно-исторически является современная Бурятия, основные нормы нравственного поведения мужчины бурята (а также и женщины), которые были заложены в «Великой Ясе», могут быть использованы для разработки «Кодекса чести» бурятского мужчины.

Глубоко правильными с учетом современных реалий являются замечания Ю.И. Скуратова о том, что в Евразийской цивилизации была создана теория «гарантийного» государства, в основу которого положен принцип единства прав и обязанностей государства и гражданина, а также его фундаментальная идея, соответствующая актуальным  проблемам духовно-культурного развития личности в Российско-Евразийской цивилизации о том, что модернизация российского общества в русле вестернизации наносит серьезный ущерб общегосударственной политико-правовой культуре [5].

Современный бурят должен чтить духовно-культурное наследие предков, уважать свою народную религию, а также в равной мере уважать традиции других народов Бурятии, в первую очередь – русского, с которым в республике должен установиться равноправный евразийский паритет, причем взаимное и обоюдное уважение к культуре, языку, духовным традициям двух основных этнокультурных общностей – бурят-монгольской и российско-евразийской, должно культивироваться и поддерживаться государственными органами и парламентом Республики Бурятия неукоснительно и безоговорочно.

«Заповеди истинного цивилизованного бурята», разработанные нами для республиканской общественной организации «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун», представлены на конкурсную комиссию проекта «Буряад арадай Шэнэ Бэлиг» и будут использованы для дальнейшей разработки общенародного «Кодекса чести бурята». Для сопоставления и сравнительного анализа  во втором разделе мы привели «Кодекс чести мужчины Тувы», любезно предоставленный нам доктором философии PhD Ульяной Павловной Бичелдей, начальником службы охраны памятников Правительства Республики Тыва.

I. Заповеди истинного цивилизованного бурята

1. Духовно-культурные и цивилизационные основы

1.1.   Почитай своего Небесного отца, нашего общего Первопредка Буха-Нойон Бабая, поклоняйся Единому Вечному Синему Небу Тэнгэри и Матери-Земле, другим небесным и земным покровителям, светлым божествам и духам-защитникам; постоянно молись Отцу Небесному и добрым тэнгриям о ниспослании здоровья, счастья, благополучия, благоденствия, процветания, мира, спокойствия и других благ всем живым существом; из всех светлых небесных божеств-покровителей особо почитай Хормуст-Тэнгэри и нашего героя-защитника Абай-Гэсэра. Вместе с тем, поскольку Учение Будды Шакьямуни наряду с Почитанием Вечного Синего Неба стало важнейшей частью национальной религии бурят, следуй нормам и правилам морального поведения о необходимости избегать «Десяти черных грехов» и совершать «Десять белых деяний», а также другие заповеди Учения Бурхан-Багши в традиции Великой Колесницы Северной Махаяны.

1.2.   Почитай не только своих богов и добрых духов-покровителей, но и своих предков, родителей, старших братьев по крови и роду-племени, духовных братьев по общине, учителей наставников, как духовных, так и светских; в общественной деятельности твердо держись заветов предков и учителей-наставников о необходимости неукоснительно соблюдать принципы гуманности и социальной справедливости, равенства и братской взаимопомощи всех людей независимо от этнического происхождения, социального положения и вероисповедания; одинаково ровно и уважительно относись к представителям других религиозных конфессий, культурных традиций и цивилизационных общностей.

1.3.   Соблюдай заветы предков и духовных наставников о необходимости выполнять общественный долг, усердно трудиться не ради личной выгоды и эгоистических побуждений и желаний, но ради общего блага, воспринимать общественный труд как свой личный Путь служения Богу небесному и Путь личного морально-психологического самоусовершенствования. В общественной жизни будь твердым и последовательным борцом за высшую справедливость, всегда будь на стороне сил Добра и Света, никогда не отступай от заповеданных нашими предками идеалов рыцарского служения принципам справедливости, морального долга перед взрастившей тебя Родиной-Матерью и Небесным-Отцом, Природой и Космосом, а также перед воспитавшей тебя общиной и духовным сообществом единомышленников. Помни, что твои предки были степными и таежными охотниками, воинами, ариями-аратами и нирунами, предводителями и защитниками пастушеского народа Великой Степи, пастырями всех других народов Евразии, рыцарями без страха и упрека; будь достоин их героических подвигов и деяний, охраняй слабых и беззащитных, помогай сирым и убогим, во всех делах проявляй высокую этическую культуру и нравственное благородство, милосердие и сострадание ко всем живым существам.

1.4.   Нашими самыми близкими духовными братьями, сотоварищами и партнерами по Евразийскому содружеству, исторически сложившемуся в России-Евразии и в Бурятии являются представители всех христианских и буддийских конфессий. Истинные буряты должны всемерно укреплять и развивать равноправное Российско-евразийское партнерство и добиваться настоящего евразийского паритета, построенного на взаимном уважении и терпимости. В частности и в особенности, как сами буряты, так и все русскоязычное население Республики Бурятия, в том числе его русско-евразийская часть, должны осознавать, что бурятский язык является священным языком древнейшей культурно-религиозной традиции, и что необходимо укреплять и развивать его сакральные функции. Евразийское содружество и партнерство  должно быть взаимным, равноправным и обоюдным.

2. Нормы социального поведения

2.1.   И с высшими, и с низшими, и с равными себе разговаривай без гнева, раздражения, подобострастия, угодливости. Будь достоин самого себя, и своего просветленного, изначально чистого состояния буддовости, а также своей изначальной связи с Вечным Синим Небом и священной Матери-Земли. Всегда будь уверен, что твоя истинная природа изначально чиста, просветлена и безгрешна, а потому не может тебя  подвести  в трудную минуту. Доверяй своей интуитивной мудрости, дарованной Вечным Небом.

2.2.   Будь немногословен, не суетись попусту, не болтай лишнего, не поминай имя своего Единого Небесного бога всуе. Но на Бога надейся, а сам не плошай, и не забывай про опору на собственные силы. И про помощь другим не забывай. Спасая себя, спасешь и других; спасая других, спасаешь себя самого. Помощь другим должна быть своевременной и адекватной. Бесполезно и смешно спасать уже засушенную воблу, отпуская ее обратно в воду. Сохраняй чувство юмора в любой ситуации, умей взглянуть на себя со стороны и посмеяться над собой, если  совершаешь или говоришь явную глупость.  Все действия должны быть максимально адекватными, именно такими, какими должны быть, если всё оценивать объективно и реалистично, т.е. без субъективности восприятия.

2.3.   Дипломатично не вступай в конфронтацию с общепринятыми нормами и правилами общественной морали, с законами государства, в котором живёшь. Но не становись «на горло собственной песне», если есть возможность  и способность для креативной самореализации, для обретения внутренней свободы духа и естественной спонтанности, соблюдай равновесии между формальным подчинением правилам и дипломатичным соглашательством с ними. Но превыше всего цени творческую свободу духа и креативность, старайся соблюдать баланс между дисциплиной и самодисциплиной, во всём ищи и находи Срединный Путь между крайностями.

2.4.    К любому делу, в том числе к трудовой деятельности, относись творчески, полностью погружаясь в креативный процесс синергетического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества космических сил Вечного Неба, животворящей энергии Матери-Земли и созидательной харизмы Человека-Творца, обретшего чувство гармоничного единства с Вселенной и безграничным Космосом. С помощью искусства духовной медитации и психической саморегуляции овладевай умением управлять собой, своим внутренним эмоционально-психологическим, психоэнергетическим и биоэнергетическим состоянием для пробуждения собственной энергетической мудрости и других творческих возможностей, а также для подключения к источникам космической энергии и их использования, управления ими на благо всех живых существ. Вместе с тем, научившись своей мыслью, сознанием управлять всеми вещами, процессами и явлениями, ни в коем случае не прибегай к помощи черной магии и даже  мыслях не желай никому зла.

2.5.   В любой ситуации, в любом деле сохраняй спокойствие, выдержку, мужество, хладнокровие и самообладание; любое дело выполняй в спокойно-сосредоточенном состоянии, приступая к нему без страха и колебаний; если боишься – не делай, если приступил к делу – не бойся. Ход любого дела, процесс любой деятельности, любого действия можно заранее продумывать или интуитивно просчитывать, но действовать надо решительно и уверенно, не впадая в крайности вложения в каждое действе избыточно много или слишком мало энергии, а вкладывать ровно столько сил, сколько требуется, т.е. действовать максимально адекватно и эффективно.

2.6.   В любой сложной и даже экстремальной ситуации владей собой и верь в себя, а также в своих духов-покровителей Небесных Тэнгриев – защитников. Прежде всего, доверяй себе, своей собственной интуитивной мудрости – своему внутреннему Учителю – Наставнику. Одинаково ровно и спокойно относись и к победе, и к поражению, и к приобретению, и к утрате. Преследуя добычу, помни всегда: пока она не поймана, не беспокойся и не волнуйся зря о конечном результате, сосредоточься на самом процессе; ясно осознавай, что чем сильнее ты хочешь что-то поймать или чего-то достичь, тем дальше цель ускользает от тебя.

II. Кодекс чести тувинского мужчины

«Мы, мужчины Республики Тыва,

–   выражая свои интересы и волю;
–   опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков, передавших нам веру в добро и справедливость;
–   признавая права и свободу женщин высшей ценностью, придерживаясь общепризнанных принципов развития демократического общества;
–   сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за нравственное воспитание мужчин;
–   руководствуясь, тем, что проект Кодекса чести мужчины Тувы был одобрен на кожуунных и сумонных сходах мужчин, принимаем настоящий Кодекс Тувы и провозглашаем его для неукоснительного исполнения:

  1.  Помни всегда и везде: ты – потомок древнего и благородного народа, а потому не имеешь права на недостойный поступок. Знай и помни свою родословную от основателей рода.
  2. Изучай язык, обычаи, культуру и историю своего народа и края – эти знания укрепят твой дух, возвеличат душу, придадут силы в трудные минуты.
  3. Постоянно работай над своим умственным и физическим развитием. Закаляй и укрепляй здоровье, не поддавайся пагубным пристрастиям, и будь достойным своих великих предков.
  4. Трудись сам, уважай труд и не посягай на чужое добро.
  5. Никогда не завидуй другим. Если ты истинный патриот, докажи это делом и благородным поступком. Будь способным оценить достижения других.
  6. Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств, при этом уважай веру своих предков.
  7. Будь гордым и честным, сильным и благородным, готовым прийти на помощь. Береги и защищай младших, уважай и почитай старших, более всего родителей, даровавших тебе жизнь.
  8. Дорожи именем и честью своей семьи, и своего рода, ибо по твоим поступкам и делам будут судить не только о тебе, но и о твоем народе.
  9. Как высшую заповедь предков, усвой истину – величие настоящего мужчины никогда не измерялось богатством, а лишь ответственностью и долгом перед семьей, народом и Отечеством».

Абаев Н.В., доктор исторических наук

Примечания:

  1. Тюньдешев Г.А. (Харамоос). Великая Яса – источник конституционализма. – Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2009. – С. 68.
  2. Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк монгольский империи XII-XIV вв. – 2-е изд. – Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1991. – С. 142.
  3. Безертинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели Вселенной. – 2-е изд., исправ. – Новосибирск: ЦЭРИС, 2001. – С. 209.
  4. Тюньдешев Г.А. (Харамоос). Великая Яса – источник конституционализма. – Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2009. – С. 71; см. также: Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк монгольский империи XII-XIV вв. – 2-е изд. – Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1991; см. также: Намсрайн Ням-Осор. Автореферат канд. дисс. Историческая роль закона «Их засаг» («Великая Яса») Чингис-хана в общественно-экономической жизни Монголии XIII века. – Улан-Удэ, 1998.
  5. Скуратов Ю.И. Евразийская природа России и некоторые современные проблемы развития государственно-правовых институтов: на русс., англ., монг., кит.яз. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012.-124 с.
Посмотрите еще другие публикации:

16 комментариев

  1. Sam:

    Ясы Чингиз Хана есть свод законов его империи, а Коран это религиозная книга, две разные вещи. Сравнивать их не имеет смысла.
    А говоря о единобожии, Тенгрианство как раз таки и представляет пример истинного единобожия: оно относится ко всем, и даже всем религиям одинаково. А те кто кричат о единобожии и тут-же твердят что Бог именно с ними, против других – они то как раз, на самом деле создают многобожие в реальности, и создают тупую религиозную вражду.

    • Рашит:

      Вы невнимательно прочитали мой коммент. Я ведь не сравнивал “Ясу” с религией. Я написал, что нормы и предписания, имеющиеся в ней, во многом схожи с предписаниями, которые есть в Коране. Так что тут все логично. И ничего удивительного тут нет. Все современное законодательство практически выросло либо из Библии, либо из Корана. Например, заповеди “не убий, не кради и т.д.” закреплены во всех законах. Ведь прежде чем написать закон человек должен иметь в голове какое то представление (для чего это, зачем, почему и т.д.). Просто если в мусульманских странах открыто признают, что законы прямо были даны человеку Богом, то в Европе об этом сейчас широко не распространяются, хотя , по сути, они продолжают пользоваться законами, принятыми еще в христианские времена. Просто вводят определенные новшества и все. Что касается Тенгрианства, то оно когда да то скорее всего, действительно, было Единобожием. Но в настоящее время как цельного религиозного учения Тенгрианства в природе просто не существует. У нас есть некоторые отрывочные сведения о Тенгрианстве, есть рассуждения ученых об этом феномене, но нет самой Книги, которую мы можем показать всем людям и сказать: “Вот эту Книгу Тенгри-Бог послал человечеству”.

      • Sam:

        Рашит, вы на меня не обижайтесь, но зачем разводить Исламисткую демагогию на Тенгрианском сайте?
        Когда наши предки были Тенгрианцами, они правили Миром! Были способны создавать Мировые Империи! А с тех пор как нас покорила доктрина ислама, мы идем только вниз по сравнению с другими народами Мира. И теперь вот – не нормального настоящего, не реального шанса на лучшее будущее…. Всех теперь не спасешь, а себя по отдельности спасти можно.

        • Рашит:

          Это не демагогия, а нормальное обсуждение статьи. Обратите внимание, что статья вообще то написана буддистом. Т.е. на сегодня весь понятийный аппарат Тенгрианства напрямую заимствован из других религий. Даже статьи о Тенгрианстве пишутся в основном на русском. Тенгрианство в эпоху Чингисхана было уже другим чем прежде.Поэтому империя оказалась нежизнеспособной. Ведь она просуществовала лишь порядка двухсот лет. Дело в том, что завоевать мир легко. Покоряли мир и Александр Македонский, и римляне и другие. Татары-монголы Сами переходили в другую веру. Почему??? Потому что Тенгрианство того периода уже не могло удовлетворять полностью духовные потребности людей. Оно не могло дать ответа на многие вопросы. Надо откровенно смотреть на статистику. Сегодня в мире порядка 100 млн. человек потомков древних тюрков, сохранившись свою национальную идентичность. И из них порядка 97 процентов !!! это мусульмане. Те же тюрки , которые перешли в христианство или иудаизм, своей нациоональности не сохранили. Таким образом, самоидентичность тюрков сохранилась во многом лишь благодаря Исламу. Дело в том, что христианин или иудей не может назвать Бога Тенгри, а мусульманин- может.

          • Sam:

            Вы затронули интересный вопрос – почему Тюрки и Татары перешли от Тенгрианства к Исламу. С одной стороны, Тенгрианство это как философское учение, в ней нет агрессивной цели покорять других идейно. А с другой стороны, Ислам как раз таки и есть очень агрессивная доктрина призывающая распространять себя любой ценой. Империя Чингиз Хана держалась веками, она развалилась только после того когда его потомки приняли Ислам.

          • Рашит:

            Для Сэма. Отвечаю на на Ваш вопрос, который приведен ниже, т.к. ссылка на него уже не работает. Многие татары и тюрки приняли ислам еще до Чингисхана. Вы, наверное, не знаете, что уже с 9-10 вв. на Волге существовало тюркское, мусульманское государство -Волжская Булгария, а в Средней Азии существовала Бухара. Причем оба государства процветали и на монголов не нападали. Заметьте. После Чингисхана на месте этих государств осталась пустошь. Сама же империя Чингисхана просуществовала не более двух веков. Причем постоянно шли раздороры. В конечном счете, самостоятельно государственность смогли сохранить только те государства, которые приняли в свое время Ислам. Монголия же образовалась исключительно!!! благодаря немцу барону Унгерну и большевикам в 1921 году. Таковы факты, от которых никуда ни деться. Я согласен, что раньше к личности Чингисхана и к его империи проявляли однобокий подход. Но, думается, нельзя впадать и в другую крайность. При всем уважениии к своей национальной истории надо опираться на конкретные факты,а не на эмоции.

          • Sam:

            Рашит, я не возражаю. После упадка империи Кок Турков, Арабы завоевали Среднюю Азию и им удалось распространить семена своей религии. Ислам быстро дорос до масштаба государств. Самая великая заслуга Чингиз Хана, затем, состояла в том, что он, как бы вернулся из нашего прошлого, принес обратно истинную веру наших предков, и конкретно на веки веков доказал что нам не нужно было изменять вере своих истинных предков чтобы править миром!
            В Бухаре он собрал всю знать у самой большой мечети и сказал так – Если бы вы [Мусульмане] были бы так близки к Богу так близки как вы это представляете, то он бы никогда не послал бы вам такие наказания!

  2. Рашит:

    Хотелось бы заметить, что “этнокультурная матрица”, о которой пищет автор, в современном мире будет подвергаться постоянному слому. Почему? Приведу самые простые соображения. Как правило, кочевые (пастушьи) племена и народы имели свою философию жизни (ведь именно подобная философия заложена в основу матрицы). Они постоянно находились в движении, стремились не обрастать всяким имуществом (барахлом), не создавали сложные юридические и политические институты. Их отношения были максимально просто и понятны. А что представляет собой современный мир? Он помешан на стремлении к наживе, роскоши. Причем изощренная реклама проникает везде и настойчиво побуждает человека к алчности. Вроде бы сочиняются и принимаются внешне очень хорошие законы, но тут же ушлые люди придумывают способы их обхождения. У современного человека своя “фмлософия”: главное не в том, чтобы соблюдать закон (кодекс и пр), а главное в том, чтобы не попасться на его нарушении. Это философия лжи и обмана. Но , к сожалению, именно она является сейчас доминирующей, прививаемой человеку с самого раннего детства. Поэтому простой человек постоянно будет чувствовать себя в таком мире очень неудобно. Единственно, чтто может спасти его – это вера во Всевышнего-Творца (по-нашему Тенгри). Ибо к нему возвращение.

  3. Рашит:

    Что касается “кодекса чести”, то как юрист могу сказать следующее. Для соблюдения определенных установок (норм поведения) нужны стимулы и побудительные мотивы. Конечно, определенную роль может играть и механизм репрессий за отклонение от норм, т.е. юридические санкции. Но главным должно быть внутреннее убеждение самого человека в необходимости следования кодексу, уставу и пр. Я здесь на сайте узнал, что среди молодежи коренного населения Сибири очень много самоубийств (якобы, кратно превышает среднероссийские данные). Понятно, что никакие репрессии или уставы этот процесс остановить никогда не смогут. Так вот. Молодежь должна четко понимать, что Всевышний-Творец, а по-тюркски это будет Тенгри, создал человека не ради забавы. Наша мирская жизнь это лишь короткий миг, за которым будет судный день.И потом Господь-Тенгри определит кому в рай, а кому- в ад. Т.е. за нормальную “правильную” жизнь будет еще более хорошая жизнь в раю, а за плохую “неправильную” -вечные муки в аду. Творец-Тенгри не возлагает на душу ничего невозможного. Самоубийство же есть противодействие Творцу, поскольку жизнь- это его дар. Конечно, причины суицида могут быть разными. И люди всегда грешат. Спасает нас лишь милосердие Господа, который может прощать нам наши грехи. Но все равно самоубийство- это большой грех. И главная проблема в том, что даже убийцы могут еще потом покаяться, получить прощение Господа (не всегда, наверное, конечно) и попасть в рай. А вот как каются самоубийцы, и каются ли они вообще перед смертью понять сложно.

    • Sam:

      Рашит, ну “Судный День” – это из серии Авраамские религии (Иудейство, Христианство, и Ислам) Они основаны на изобретении святого Абрама мифа о Судном Дне. Тенгрианство же есть вера агностическая, согласно ей наши знания о вселенном всегда ограниченны, и людям лучше не оперировать с тем чего мы точно не знаем. Тенгрианский взгляд на сущность этой жизни совершенно своеобразный, и не всегда идентичный.
      К примеру, я Тенгрианец, с моей точки зрения Высший Суд происходит не на каком то другом фантастическом Мире, Высший Суд происходит при нашей жизни, ежеминутно, это процесс всей нашей жизни! И высшие награды Тенгри -Кхут, сила счастливой жизни воздается именно в этом, материальном Мире. Вот почему мы должны быть всегда осознавать высшую ответственность во всех наших действиях. А потусторонний мир для нас это не то что начинается после нашей смерти, а это есть Мир высших идей и духов который существует параллельно с нашей реальностью, и взаимное взаимодействие этих миров происходит регулярно. Мы всегда черпаем знания, вдохновения из параллельного, идейного Мира где есть духи наших предков. А жизнь, на самом деле, совсем не замыкается на каждой индивидуальности, а жизнь есть истинный Божественный дар в виде длинной, вечной цепочки, где каждый индивид есть один кружочек. Потенциал каждого зависит духовной силы предков. Соответственно, будущая жизнь каждого продолжится в его или ее потомках и напрямую зависит от настоящих действий данного индивида. Поэтому для Тенгрианцев успех и гармония в данной реальности важнее всего.
      А то что в Сибири много самоубийств, а на Юге много самосожжений обесправленных женщин есть скорее результат утраты истинных духовных ценностей наших древних предков, которые воздают нам дар жизни несмотря на их более тяжелые условия существования и неимоверные муки.

      • Рашит:

        “Святой Абрам” как раз ничего не “изобретал”. Ни он сам, ни его последователи никогда об этом не говорили, а , наоборот” утверждали, что все знания были даны ему Богом. Что же касается знаний , то в Коране прямо указано. что: “.. вам людям очень мало дано из знаний”. Поэтому я согласен с Вами в том, что у человека очень мало знаний о мире. Хочу обратить Ваше внимание на следующие моменты. Когда мы говорим об иудаизме, христианстве либо об исламе, то мы имеем в виду довольно строго определенную систему взглядов, т.е. существуют Книги (Ветхий Завет, Евангелие, Коран), а кроме того есть масса богословских трудов. Конечно, внутри каждой конфессии существуют расхождения во взглядах по отдельным вопросам, но в целом суть этих учений выражена довольно четко. А вот Вы, например, прямо пишете:”..я Тенгрианец, с моей точки зрения ….” Уловили??? Т.е. другой человек может сказать я вот Тенгрианец, НО С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ… И его точка зрения по всем пунктам будет прямо противоположной Вашей. И как тогда нам понять, кто из Вас тенгрианец, а кто нет??? Конкретный и предметный разговор о Тенгрианстве можно вести только в том случае, если мы найдем Книгу (Ковчег Завета). А до этих пор можно лишь заниматься исследованиями косвенных источников.

        • Sam:

          Рашит, вот ваша точка зрения, он на самом деле не ваша, это чисто мусульманский взгляд: мол есть у нас книга от Бога, у вас нет, либо не аккуратно списана, и т.д. Все это мы слышим повторно и повторно. Наверное нет смысла нам разводить тут диспут, если уже поклялись той доктрине, зачем мне то расплачиваться своим временем чтобы исправлять ваши проблемы. Поверьте, я очень хорошо знаю Ислам, и к сожалению вреда от него больше чем пользы именно для самих же последователей. Сама жизнь есть доказательство этому.
          Тенгрианство тем и прекрасно что оно позволяет человеку мыслить свободно! Оно дает всего лишь верное направление, а свои ответы человек должен находить сам! Так в этом то и есть один из основных смыслов этой жизни.
          Что касается НАШЕЙ КНИГИ, то мы верим в единственную, верную, написанную самим Богом КНИГУ. Эта книга написана самим Божеским почерком, на языке понятном не только всем людям, но и всем другим живым существам единовременно! Название этой книги – Жизнь! Наша способность понять истинную мудрость заложенную в этой книге всего лишь нашими собственными, неизбежными ограничениями.
          Если вам хоть сколько нибудь интересны исторические сведения, то почитайте как создавался Коран не из самого Ислама, а из других исторических источников. Историография тогда уже существовала. Та книга написана через 12 лет после смерти Могамета.
          Ну, честь и почтение вам! Оставайтесь под той доктриной если хотите.

          • Рашит:

            Ну насчет того, что Вы хорошо знаете Ислам – это явное преувеличение. На Земле 6 мдлрд. человек или уже более того. И из них только пара миллионов что то слышала о Тенгрианстве, т.е. это где то 0,03 процента человечества. Не изучая весь мировой опыт и не контактируя с другими нельзя нормально развиваться. Поэтому я думаю, что неправильно ограничвать людей в праве на дискуссию. Я, например. по материанской линии тоже являюсь прямым потомком Чингисхана. И мне интересно обсужждать исторические проблемы, связанные с Тенгрианством.

          • Sam:

            Ну вы правы в том что у меня нет прав ограничивать чью то дискуссию. Я тоже за дискуссию, просто то что вы тут старались доказать мне показалось не дискуссией, а старанием утверждать давно известных исламских аксиом в которые только мусульмане и верят, а все остальные знают что это неправда. А популярность той или иной доктрины отнюдь не является доказательством ее истинности, а является доказательством того что людям свойственно ошибаться, и особенно сильно они ошибаются когда это происходит в массовом порядке, через подталкивание друг-друга. Верная идея и вера должна людям помогать в достижении гармонии и развития, а не толкать их в отсталость и вражду с другими.

        • Sam:

          Эта книга есть – Жизнь. Вся истина там расписана почерком самого Тенгри. Только наши возможности понять ее высшую истину ограниченны нашими собственными, неизбежными недостатками.

  4. Рашит:

    Очень емко и содержательно написано относительно “Великой Ясы” Чингис-хана. Анализируя ее приходишь к выводу о том, что бытовые нормы и предписания “Ясы” в огромной мере соответствуют нормам Корана, т.е. последнего по счету Божественного откровения, ниспосланного Творцом людям. И удивительного в этом ничего нет. Потому что в том же Коране говорится о том, что Господь постоянно посылал всем народам своих посланников с откровениями. И разумеется, что требования и предписания в этих посланиях были более или менее одинаковы. Разница могла быть, например, в количестве обязательных ежедневных молитв, количестве дней поста, в характере пищевых запретов и т.п. Но базовые принцпы всегда оставались прежними. Другой вопрос, что люди со временем утрачивали или искажали те откровения, которые посылались Творцом. Чаще всего люди, например, обожествляли со временем своих пророков. Ведь это очень естественно. Очень ярко описано это в Коране относительно отца и предков пророка Ибрагима (мир ему). Прадеды Ибрагима (миир им всем) были из числа пророков. Причем народ очень любил их. После их смерти им поставили памятники. Однако со временем люди стали молиться уже не Богу-Творцу, а именно этим памятникам. Отец Ибрагима сам изготавливал из дерева эти статуи и поклонялся им. Бог-Творец через ангелов передал Ибрагиму откровения, и он стал объяснять людям об их заблуждениях. К сожалению, народ его не послушал. И в итоге племя Ибрагима погибло. Говоря о “Ясе” Чингисхана надо понимать, что это был уже не сам первоисточник (от Бога), а совокупность норм, еще хранившихся в народном сознании от прежних поколений. Правда имелись уже и отклонения от Единобожия. Завоевав большие территории монголы вполне объективно “растворились” в других мировых религиях. По всей видимости, монголы в своем отклонении от Единобожия прошли какую то точку невозврата. Но этот вопрос требует уже более обширного изложения. Многое можно было , конечно, узнать, если бы мы нашли свой древнетюркский Ковчег с Божественными откровениями, о котором упоминается в некоторых источниках.