Основы вероучения и практики тенгризма

(Положение для регистрации религиозных организаций тенгрианского толка)

Тенгрианство – мировоззренческая религиозно-философская система ценностей, основанная на Вере тюркских, монгольских и других народов в единого Бога, под общим именем Тенгри (Тангара, Тангра, Таныр, Тенир, Тигир, Дээр и т.д.) – Творец Небесный. Являет собой комплекс и взаимодействие традиционных нравственно-этических понятий и категорий.  На практике проявляется системой ритуалов, молений, верований, календарных праздников и обрядов.  Основные концепты тенгрианства возникли в 8-6 т.л. до н.э., в среде скотоводов-кочевников Центральной Азии, общих предков многих современных народов.

Тенгризм – религиозное учение, свод нравственно-этических правил и норм тенгрианства. Основные понятия, категории тенгризма вычленены и систематизированы из типических мест обширного круга мифологических, фольклорных, этнографических, археологических материалов с использованием исторических источников, в т.ч. письменных.

Письменные источники – древнетюркские рунические надписи V—III вв. до н. э., обнаруженные в Казахстане (иссыкское письмо) и Киргизии (Талас, Балыкчи и др.), памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, кыпчаков, огузов, печенегов, карлуков и др.

Религиозная идея тенгризмаБог, Небесный Творец Тенгри творит человека, людей для радости, счастья. Человек создается им из трех кут, трех составляющих – воздушной, земной и материнской (родительской). Воздух-душа, Дух-искра это  частица духа самого Тенгри, его божественного Света. Земля-душа – плоть, тело человека, земное вместилище божественного Духа. Мать-душа (родительская душа) – это непрерывная память рода, передаваемая человеку через материнское молоко, кровь родителей. Гармония, взаимодействие этих трех составляющих готовит человека к познанию счастья в любви и согласии,  радости в творческой самореализации, внесению своего вклада в Божественный замысел – дело упорядочивания хаоса на Земле. Творец Небесный – Тенгри, создатель Мироздания, всего и вся, «вдыхает» свой дух, искру божью – воздух-душу при рождении в темя младенца, чтобы одухотворенный им человек, любил, творил, созидал и, как полномочный его представитель, помогал устанавливать на Земле божественный порядок.  В конце земной жизни человек испускает дух – кут, воздух-душу – искру божью, которая вылетает из своего земного тела и воспаряется обратно к своему Отцу, Небесному Творцу – Тенгри.

  1. Основные понятия и категории тенгризма

Тенгрианство представляет из себя сложную мировоззренческую религиозно-философскую систему на основе концептов монотеистической религиозной идеи – Веры в единого ТенгриТворца Небесного, где:

– Тенгри выступает как высшее божественное начало начал, Творец Небесный всего и вся;

– так называемые «божества» в тенгризме – верхние айыы, аруахи есть комплекс духов предков, исторических личностей, воспаривших после земной жизни и обитающих на верхних ярусах небесной сакральной дороги-пути  ТенгриТворца Небесного;

– небесный Свет есть эманация ТенгриТворца Небесного.

В тенгризме цикличность жизненного пути спиралевиден, и возвращение к исходному на этом пути дает возможность восхождения духа уже на новый, более высокий, включающий предыдущие циклы, уровень.

Идея цикличности жизненного пути выражена генеральным концептом тенгризма – Жол (Путь)[1], предстающей как спирально эволюционирующая цикличность бытия. Ак жол, Жолың болсын – мировоззренческие доминанты духовной культуры любого тюркского народа. Отсюда и олицетворение Пути в тенгризме казахов в лице божеств Ала ат жол Тәңри, Кара ат жол Тәңри. В мировоззрении якутов этот концепт представлен понятиями Айыы аартыгаПуть, Дорога Творца.  При этом, девятиярусная вселенная представляется спирально восходящей дорогой, в верхних ярусах которой в пути к Творцу Небесному – Айыы Тангара, находятся вознесшиеся после земной жизни духи предков, верхние духи – Урдук Айыылар. По этой же дороге нисходит на Срединный мир алгыс – благость Творца Небесного, Айыы Тангара. По ней же восходят моления, благопожелания алгыс в адрес Верхних Духов – Урдук Айыылар. В тенгризме якутов – Путь Айыы, Дорога Айыы есть образец упорядоченности, который проецируется на средний мир. В этом контексте категория Айыы есть созидательная сила, направленная по Пути Айыы (Айыы Суола) Творца Небесного, Айыы Тангара на средний мир. Человек – неотъемлемая часть Творца, подчинен Его законам, представленным Дорогой, Путем Айыы[2].

В хакасском тенгризме этот концепт передается понятием Алтын Ар ЧолЗолотой Вышний Путь[3]. Синонимом ар чол/вышний путь явяется чурт ас – жизнь человека, преодоление жилья/бытия.

К категории Ак Жол/ Айыы Суол /Ар Чол относятся и понятия мирового древа Байтерек (казах. богатый, священный тополь), Аал Луук (Дууп) мас (як. священное лук (дуб) дерево), Аар Хатын (як. священная береза), Пай хазын (хак. священная береза) и т. д.

Читать полностью
“Основы вероучения и практики тенгризма”

______________________________________________________________________

[1] Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение/ Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук – Министерство образования и науки Республики Казахстан. – Алматы: КНПУ имени Абая, 2004. – С. 25

[2]Афанасьев-Тэрис Л.А.. Доктрина Кулаковского. – Якутск: ЯГУ, 2005.- С. 19

[3] Котожеков-Чапрай А. И. “Алтын Арчол” – понятие высшего пути в тенгрианстве// Проблемы изучения Тенгри в аспекте мировоззренческой культуры/ Материалы IV научно-практической конференции “Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Улан-Батор, Монголия, 9-10 октября 2013”. – Улан-Батор: Жиком пресс. ХХК, 2013. С. 179-188

4 комментария

  1. Хотеллось юы добавить следующее. По утверждению автора основы тенгрианства сложились еще задолго до нашей эры. Скорее всего, действительно, тенгрианство возникло очень давно. Правда трудно сказать было ли это за 6-8 тысячелетий до н.э. В то же время автор ссылается на письменные источники лишь 7-8 веков уже нашей эры. И тут возникает вопрос о языке и письменности. Без письменности никакая религия сохраняться не может. Во всяком случае так долго.До конца понять суть тенгрианства без основного источника, такого как Библия или Коран, невозможно. А такой источник ведь был. К сожалению, в свое время я не запомнил как называлась эта книга. Но в ней говорилось что о прототюрков была своя Книга, которая называлась “Комеш беллур”, ну или что то в этом роде. Поэтому мы должны объединить усилия в этом направлении и искать эту книгу. По моим представлениям эта Книга была аналогична Корану. Не точным подобием, конечно. Но в ней были некие общие сходные положения.

    • Рашит, спасибо за комментарий и дополнение. Но здесь автор не один, это коллектив авторов. Вам надо написать статью со ссылками, приведением данных источников, как положено. Можете подготовиться и принять участие в следующей конференции.

      • Понял, Лена. Это очень интересная мысль ( по поводу статьи). Надо, конечно,попробовать.

  2. По сути, тенгрианство – это единобожие. Но со временем оно стало превращаться в язычество. Статья в целом очень емкая и содержательная. Спасибо автору.

Комментарии запрещены