(Положение для регистрации религиозных организаций тенгрианского толка)
Тенгрианство – мировоззренческая религиозно-философская система ценностей, основанная на Вере тюркских, монгольских и других народов в единого Бога, под общим именем Тенгри (Тангара, Тангра, Таныр, Тенир, Тигир, Дээр и т.д.) – Творец Небесный. Являет собой комплекс и взаимодействие традиционных нравственно-этических понятий и категорий. На практике проявляется системой ритуалов, молений, верований, календарных праздников и обрядов. Основные концепты тенгрианства возникли в 8-6 т.л. до н.э., в среде скотоводов-кочевников Центральной Азии, общих предков многих современных народов.
Тенгризм – религиозное учение, свод нравственно-этических правил и норм тенгрианства. Основные понятия, категории тенгризма вычленены и систематизированы из типических мест обширного круга мифологических, фольклорных, этнографических, археологических материалов с использованием исторических источников, в т.ч. письменных.
Письменные источники – древнетюркские рунические надписи V—III вв. до н. э., обнаруженные в Казахстане (иссыкское письмо) и Киргизии (Талас, Балыкчи и др.), памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, кыпчаков, огузов, печенегов, карлуков и др.
Религиозная идея тенгризма – Бог, Небесный Творец Тенгри творит человека, людей для радости, счастья. Человек создается им из трех кут, трех составляющих – воздушной, земной и материнской (родительской). Воздух-душа, Дух-искра это частица духа самого Тенгри, его божественного Света. Земля-душа – плоть, тело человека, земное вместилище божественного Духа. Мать-душа (родительская душа) – это непрерывная память рода, передаваемая человеку через материнское молоко, кровь родителей. Гармония, взаимодействие этих трех составляющих готовит человека к познанию счастья в любви и согласии, радости в творческой самореализации, внесению своего вклада в Божественный замысел – дело упорядочивания хаоса на Земле. Творец Небесный – Тенгри, создатель Мироздания, всего и вся, «вдыхает» свой дух, искру божью – воздух-душу при рождении в темя младенца, чтобы одухотворенный им человек, любил, творил, созидал и, как полномочный его представитель, помогал устанавливать на Земле божественный порядок. В конце земной жизни человек испускает дух – кут, воздух-душу – искру божью, которая вылетает из своего земного тела и воспаряется обратно к своему Отцу, Небесному Творцу – Тенгри.
- Основные понятия и категории тенгризма
Тенгрианство представляет из себя сложную мировоззренческую религиозно-философскую систему на основе концептов монотеистической религиозной идеи – Веры в единого Тенгри – Творца Небесного, где:
– Тенгри выступает как высшее божественное начало начал, Творец Небесный всего и вся;
– так называемые «божества» в тенгризме – верхние айыы, аруахи есть комплекс духов предков, исторических личностей, воспаривших после земной жизни и обитающих на верхних ярусах небесной сакральной дороги-пути Тенгри – Творца Небесного;
– небесный Свет есть эманация Тенгри – Творца Небесного.
В тенгризме цикличность жизненного пути спиралевиден, и возвращение к исходному на этом пути дает возможность восхождения духа уже на новый, более высокий, включающий предыдущие циклы, уровень.
Идея цикличности жизненного пути выражена генеральным концептом тенгризма – Жол (Путь)[1], предстающей как спирально эволюционирующая цикличность бытия. Ак жол, Жолың болсын – мировоззренческие доминанты духовной культуры любого тюркского народа. Отсюда и олицетворение Пути в тенгризме казахов в лице божеств Ала ат жол Тәңри, Кара ат жол Тәңри. В мировоззрении якутов этот концепт представлен понятиями Айыы аартыга – Путь, Дорога Творца. При этом, девятиярусная вселенная представляется спирально восходящей дорогой, в верхних ярусах которой в пути к Творцу Небесному – Айыы Тангара, находятся вознесшиеся после земной жизни духи предков, верхние духи – Урдук Айыылар. По этой же дороге нисходит на Срединный мир алгыс – благость Творца Небесного, Айыы Тангара. По ней же восходят моления, благопожелания алгыс в адрес Верхних Духов – Урдук Айыылар. В тенгризме якутов – Путь Айыы, Дорога Айыы есть образец упорядоченности, который проецируется на средний мир. В этом контексте категория Айыы есть созидательная сила, направленная по Пути Айыы (Айыы Суола) Творца Небесного, Айыы Тангара на средний мир. Человек – неотъемлемая часть Творца, подчинен Его законам, представленным Дорогой, Путем Айыы[2].
В хакасском тенгризме этот концепт передается понятием Алтын Ар Чол – Золотой Вышний Путь[3]. Синонимом ар чол/вышний путь явяется чурт ас – жизнь человека, преодоление жилья/бытия.
К категории Ак Жол/ Айыы Суол /Ар Чол относятся и понятия мирового древа Байтерек (казах. богатый, священный тополь), Аал Луук (Дууп) мас (як. священное лук (дуб) дерево), Аар Хатын (як. священная береза), Пай хазын (хак. священная береза) и т. д.
Читать полностью
“Основы вероучения и практики тенгризма”
______________________________________________________________________
[1] Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение/ Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук – Министерство образования и науки Республики Казахстан. – Алматы: КНПУ имени Абая, 2004. – С. 25
[2]Афанасьев-Тэрис Л.А.. Доктрина Кулаковского. – Якутск: ЯГУ, 2005.- С. 19
[3] Котожеков-Чапрай А. И. “Алтын Арчол” – понятие высшего пути в тенгрианстве// Проблемы изучения Тенгри в аспекте мировоззренческой культуры/ Материалы IV научно-практической конференции “Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Улан-Батор, Монголия, 9-10 октября 2013”. – Улан-Батор: Жиком пресс. ХХК, 2013. С. 179-188
Хотеллось юы добавить следующее. По утверждению автора основы тенгрианства сложились еще задолго до нашей эры. Скорее всего, действительно, тенгрианство возникло очень давно. Правда трудно сказать было ли это за 6-8 тысячелетий до н.э. В то же время автор ссылается на письменные источники лишь 7-8 веков уже нашей эры. И тут возникает вопрос о языке и письменности. Без письменности никакая религия сохраняться не может. Во всяком случае так долго.До конца понять суть тенгрианства без основного источника, такого как Библия или Коран, невозможно. А такой источник ведь был. К сожалению, в свое время я не запомнил как называлась эта книга. Но в ней говорилось что о прототюрков была своя Книга, которая называлась “Комеш беллур”, ну или что то в этом роде. Поэтому мы должны объединить усилия в этом направлении и искать эту книгу. По моим представлениям эта Книга была аналогична Корану. Не точным подобием, конечно. Но в ней были некие общие сходные положения.
Рашит, спасибо за комментарий и дополнение. Но здесь автор не один, это коллектив авторов. Вам надо написать статью со ссылками, приведением данных источников, как положено. Можете подготовиться и принять участие в следующей конференции.
Понял, Лена. Это очень интересная мысль ( по поводу статьи). Надо, конечно,попробовать.
По сути, тенгрианство – это единобожие. Но со временем оно стало превращаться в язычество. Статья в целом очень емкая и содержательная. Спасибо автору.