О Тенгрианстве в эпоху Чингисхана

О Тенгрианстве можно говорить как о религиозном учении, так как оно связано с культом Тенгри. А Тенгри не является реальным объектом в нашем обычном понимании. То есть его нельзя увидеть или потрогать. Соответственно, никто не может сказать – какой он на самом деле. Можно лишь верить в то, что он существует. Причем считается, что Тенгри является Творцом-Создателем, обладающим Высшим Разумом. В мировой практике такому субъекту присуще только одно общее название  – это Бог. Попробуем же разобраться в Тенгрианстве времен Чингисхана, используя самые общеизвестные факты и события.

Любое религиозное учение существует не само по себе. Носителями такого учения являются люди, которые, как правило, хранят свои знания в письменной форме, а реже –  в устных преданиях.  Понятно, что в письменной форме знания могут храниться без каких-либо изменений очень долго.  Например, шумерским табличкам несколько тысяч лет.  С устными преданиями же дело обстоит гораздо сложнее. Мы не можем с достоверностью установить время возникновения того или предания без каких-либо дополнительных источников. Тем более, если речь не идет о каком-то конкретном историческом факте или событии, а  о религиозном учении.

Помимо письменных записей и устных преданий религиозное учение на практике воплощается еще и в какие-либо  конкретные  обычаи, которые могут носить не только чисто культовый характер, например, моленья,  но и просто отражать суть религиозных предписаний при совершении любых бытовых действий. Диапазон тут очень большой. Это может касаться одежды , пищевых запретов и ограничений и  т.д.

Таким образом, мы выяснили, что есть некоторые объективные критерии, с использованием  которых мы можем подойти к изучению того или иного религиозного учения.

Применительно к Тенгрианству сегодня у нас отсутствует какой-либо письменный документ, непосредственно из которого мы могли  бы почерпнуть интересующие нас сведения. И мы не можем даже утверждать, что такой документ точно существовал когда-либо. Мы можем лишь предполагать, что это могло быть.  И основанием для такого предположения является существование когда то древнетюркской рунической письменности.

С точки зрения верующего человека письменность не могла возникнуть сама по себе. Ее мог дать людям только Создатель. Соответственно,  сам собой напрашивается вывод о том, что при передаче людям письменности могли быть переданы и знания о Боге-Творце, его предписания.

Но в то же время, Библия (Ветхий Завет) и Коран говорят о том, что большинство пророков получали от Бога через ангелов только устные предписания. Таким образом, в момент возникновения Тенгрианства как религии Книга могла быть, а могла  и не быть. И все же наличие древнетюркской рунической письменности позволяет  нам надеяться на то, что со временем все-таки будут обнаружены хоть какие-то письменные источники проливающие достаточный свет на суть  данного учения.

Пока же судить о Тенгрианстве мы можем лишь по весьма скудным устным преданиям и косвенным данным из арабских источников. Что же касается конкретных культовых обычаев и бытовых предписаний, то тут вопрос еще более спорный.

Исходя из изложенного, сегодня в научном мире  нет более или менее сформировавшегося устойчивого представления о Тенгрианстве и его истоках. Велик разброс мнений и по поводу времени возникновения самого учения. Предположения колеблются в очень широком диапазоне. В любом случае это было до нашей эры. Но то ли одну-две тысячи лет , то ли  гораздо больше.

Но мы подняли вопрос о состоянии Тенгрианства в эпоху Чингисхана. О чем же здесь можно сказать  и какие наиболее существенные моменты выделить?

На рубеже 12-13 веков тюркский мир уже представлял собой довольно разношерстную массу. И хотя слово  Тенгри или Тэнгре  известно различным  тюркским народам от Тихого океана до Крыма и Дуная вплоть до сегодняшних дней, тем не менее различия  в религиозных взглядах были уже очень существенными. Начиная с шестых-седьмых веков нашей эры западные тюрки интенсивно переходили в Иудаизм, Христианство и Ислам. И к началу 13 века западные и среднеазиатские тюрки имели развитую государственность,  письменность, сложный экономический уклад  и вели преимущественно оседлый образ жизни. Стремительно развивалась наука. А город Булгар на Волге, уничтоженный в ходе монгольского нашествия, становился не только одним из крупнейших тюркских городов, но и начинал претендовать на звание крупнейшего города Европы. Сам процесс перехода  в указанные религии протекал плавным и мирным  путем. То есть эти тюркские племена не были завоеваны кем то извне. И хотя они вели войны как между собой, так и с внешними врагами, тем не менее религиозное давление на них не оказывалось, так как  власть была своей.

Это очень значительный факт. И он свидетельствует о том, что Тенгрианство в тот период уже не могло оказывать на народы нужного морально-этического воздействия и не могло соперничать с другими религиями в плане удовлетворения духовных потребностей в полном объеме.  А что было в это время на Востоке? Можем ли мы утверждать, что Тенгрианство продолжало оставаться там целостным и самодостаточным учением ?

Думается, что оснований для положительного ответа тут нет. И Чингисхан в этом плане является очень мощной фигурой, благодаря которому мы можем делать достаточно уверенные выводы. Ведь что представлял собой  тюрко-монгольский Восток до Чингисхана?

Это была группа постоянно враждующих между собой племен. И важно отметить, что  в этой постоянной войне не было каких-либо принципов и правил, а тем более писаных законов. Действовало право самого сильного и коварного.  И яркими доказательствами этого служат то, что отец Чингисхана был отравлен, а жена его была захвачена в плен во время разбойного нападения и изнасилована. Я уже не говорю о том, что монголы систематически угоняли друг у друга скот  и.т.д. Отдельные группы (кланы) могли объединяться вместе только для совершения совместных разбойных нападений на другие кланы . Но какой-либо государственности эти племена не имели.  И произошедшее с Чингисханом и с его семьей могло в любой момент произойти с каждым монголом. Это было общей практикой. А у западных тюрок подобное было уже в прошлом.

Все это ярко говорит о том, что монгольское  общество не имело, как сейчас стало модно говорить, духовных скреп. Тем более, таковых скреп не было у соседствующих с монголами других, более  слабых тюркских племен.

Это в большой степени обусловлено самим кочевым образом жизни. Небольшие группы, как правило это семьи, живут  разрозненно друг от друга и с утра до вечера заняты решением бытовых задач. Эти семьи сходятся вместе лишь изредка. И своим духовным развитием, расширением своего мировоззрения, образованием и прочими подобными делами каждая семья занимается индивидуально.

У нас нет никаких данных о том, что Чингисхан был духовным лидером  и создателем какого-либо учения. Нет абсолютно никакой информации о том, что он оставлял хоть какие то религиозные предписания и наставления.

Анализ всей изложенный информации приводит лишь к одному выводу о том, что во времена Чингисхана культ Тенгри  не имел среди тюрок особой силы. Да, люди могли упоминать его имя. Очевидно, что среди народа ходили некие предания. Но люди  не имели и не соблюдали особых, общих для всех, культовых ритуалов или религиозно-бытовых предписаний.

Еще одним мощным доводом в поддержку высказанной здесь мысли является то, что уже через довольно непродолжительное время после Чингисхана Орда распалась, а сами монголы приняли буддизм. И было бы странным, что народ, имевший целостное религиозное учение и занимавший господствующие позиции в мире, вдруг перешел в другую веру.

Кто то может сказать – а как же Чингисхан, не обладая стройным религиозным учением, добился больших успехов в деле создания собственной империи?

Ответ здесь довольно простой. Он обладал немалыми  способностями и сумел найти самые простые и верные средства для достижения поставленной цели.

Дело в том, что хаос мешает людям жить. В глубине души каждый человек понимает, что чем больше порядка в обществе , тем ему легче и удобнее жить.  Однако не всякий человек может заставить других поверить в возможность этого, и не всякий человек может повести людей за собой и найти для этого самые подходящие средства.  Чингисхан смог. Он был искренен с людьми и верил в то, что  говорил он сам. Если он требовал честности от людей, то и сам оставался верным своим обещаниям. Он внедрил известный еще с древности принцип военной меритократии, когда должности занимали не по приближенности к лидеру, а по заслугам. Известно, что Чингисхан очень жестоко карал за невыполнение своих предписаний. И это очень немаловажный момент. Однако в этом деле надо уметь найти золотую середину. Ведь если наказание будет несправедливым либо чересчур неадекватным, то люди попросту свергнут и убьют правителя. Естественно, что Чингисхан обладал личной храбростью и военным талантом.

Именно  вот эти его качества способствовали тому, что он создал свою империю. Но насколько эти качества связаны с Тенгрианством? Безусловно, если у человека  в голове есть идея о Едином Боге, то это будет способствовать раскрытию  подобных талантов. Но аналогичную империю мог создать и просто честолюбивый атеист.

Монголы, да и не только они, надолго запомнили Чингисхана. Но и несмотря на это, даже они вскоре после его смерти стали буддистами.  Причем ведь Орда просуществовала не один десяток лет, а больше столетия. Возникла государственность! Худо-бедно, но имелись писцы. Однако даже Яса Чингисхана не была записана. И сейчас идут споры о том – а была она в реальности или же были лишь какие-то устные воспоминания о поступках и словах самого хана ?

Таким образом,  сегодня  мы можем сказать лишь о том, что Чингисханом был создан некий свод правил, подобный, например, знаменитому Уставу Петра Первого. И эти правила и предписания оказались очень удачными для кочевников в период завоевательных походов. Они помогли им преодолеть распри  между собой и наладить контакты с покоренными народами.  Безусловно, и Яса Чингисхана, и Устав Петра Первого имеют взаимосвязь с  религиозными и прочими воззрениями. Однако сами по себе они таковыми не являются. И их функции носят довольно ограниченный характер.

Разумеется, приведенные доводы и соображения не являются полными и окончательными. Однако, думается, что подобный подход к Тенгрианству будет способствовать более всестороннему  и объективному рассмотрению указанного феномена .

                                                                                               Рашит  Наилевич Ханнанов

 

Использованные литература и источники:

1.  Васильев Л.В. История Востока .Т.1. -М:Высшая школа,1993 – 495с.

2.  История татар.Т.1. – Казань. Рухият. 2002 – 551 с.

3.  История письма. – М. ЭКСМО.2002 – 400с.