Тувинская тенгрианская легенда «О сотворении мира». Морфология «Соок ирей »

Креативная  культурология – новое направление в современной гуманитарной науке,   позволяющее отразить часть мировоззрения целого мира в одном произведении народных сказок, легенд, объединяя междисциплинарные науки. Одним из примеров таких работ  в достижении цели – это легенды. Автор создает не только научные работы, но и описывает в архаичной форме жизнь народа и явления природы, связывая  с тенгрианством,  современным литературным языком передает исторические сведения  в  фольклоре. 

Автор раскрывает тему  появления сказочного холодного старца – Соок Ирей – который живет  иносказительно в древних сказках Тувы. В легенде говорится о жизни холодного старца, которая состоит из льда.  В его трансформации и развитии происходит цикличность времен года. Погодные явления  как белые, черные тучи на небе – раскрывает что это прилет  драконов на землю, временно принимающих образ  человека. Вот тогда они обретают память: кто они и откуда,  узнают о себе у земных  людей.  Из года в год в поднебесной передвижение драконов  тюрко-язычные народы называют чылар, чылдар, чылан,   чыл («передвигатся», «годы», «змея», «передвинься»). Облака на небе, лед в горах, речки с гор, туман, озера, пар  из котла – это и есть единая сущность драконов  дыхания неба – Тенгри Создателя (см. приложение-1). Человек во Вселенском плане играет значительную роль, как часть единое дыхание Тенгри – хранитель космического всеобщего сознания. (ноосфера Вернадский)

Морфология “Соокирея” происходит от тенгрианского дракона «Улу» – он универсален, он везде, где есть вода: в животном и растительном мире. Внешний  вид дракона – это животное, которое создается при копировании поведения и повадки от разных видов животных, получается  каждый раз неведомый зверь. Внутри дракона Улу находится пар, лед, облака, туман, вода – все одновременно, если происходит дисбаланс внутри, то он не сможет сохранить свой облик Улу – ползать, летать, нырять, исчезать.  Также не сможет извлекать из рта, пасти огонь и гром.  Человек, живущий под небесами,  тоже имеет сущность дракона, его тело состоит из 51-80 % из воды в зависимости от возраста. Вода – это жизнь, подаренная создателем – Тенгри. Когда дракон Улу от сильных холодов сжимается, то появляется в образе человека,  его в народе называют «Соок ирей», «Донгурар ирей», «Соодар Ирей», «Кышыраар Ирей». Он в сущности ледяной человек  интересен тем, что у него нет памяти о прошлом. Одевается в синие, желтые, белые ткани и меха, чтобы не заморозить людей и животных своим присутствием, прикосновением. Когда  ходит по снегу, снег  скрипит,  и он морозит все вокруг. Если устали от него, надо писать письмо сестре «Час-Весна», которая растопит холодного старца и проводит в небеса. Если таким же образом родители станут «холодными»,  дети  пишут Весне, чтобы папа, мама расцвели и «потеплели». Если весной   лед, сырость, сосульки надоедают, пишут брату «Чай-Лето», чтобы было тепло, сухо, весело. А если устанете от Лета, надо звать сестру «Осень-Кус». Она охладит вас, люди начнут делиться угольком в юртах, взяв уголек они бегут в свою юрту и шепчут по дороге: «Кус, кус, кус я тебя на кормлю, потрепи, будешь радостно гореть в нашей юрте. Вокруг тебя будут греться, мои дети соберутся». У домашнего очага – тепло, уютно все  сыты и довольны. Скорым временем приходит очередной брат «Кыыш – Зима»: скрип под ногами похож на то, что где-то ходит брат «Кышыраарашак» в образе «холодного старца». Надо звать его в юрту, чтобы не морозил, и рассказывать ему сказки, легенды и эпосы о народах, проживающих под Вечно Синим Небом – Тенгри.

Автор, используя в легенде народные приметы, названия времен года, природные явления, связывает действия   с драконом – Улу и внедряет в массы  тенгрианское мировоззрение, распространят свои работы через СМИ и интернет-ресурсы.

Креативная культурология  как  наука,    использует  для достижения цели наследие прошлого, создавая и реконструируя  культурных героев в своих работах, вызывая тем самым интерес людей к истории и культуре. Научная  методика синергии модернизации, тезаурусного подхода  исследований в гуманитарных и точных науках близка  физике, химии, биология, ботанике аналогичны, ведутся лабораторные работы, для экспериментального  получения нового результата, даже отрицательного считает удачей.

Культурологический аспект легенды основан на тенгрианском мировоззрении  кочевников Евразии, креативной реконструкции традиций, верований в современной Туве. Автор посредством эпосов, легенд как «Современный богатырский эпос о Шойгу», «Иностранный кавалерийский эскадрон из Тувы», «О сотворении мира» и т.д.  в лабораторных работах методично распространяет философию  и мировоззрение древних тенгрианцев. В современных реалиях жизни они применимы, доступны для чтения разного возраста читателям.

Аналогом Санта Клауса стал Русский  Дед Мороз в России. Сказочные персонажи – тувинский «Соок Ирей», Саяно-Алтайский  вариант реконструкции народных сказок направлен для изучения  тенгрианского мировоззрения. Другие герои   представлены в своих регионах «Ямал ири», ЯНАО. «Саган Убгэн» Бурятия, «Ямамото» Япония и т.д. их можно найти в интернет сайтах [2].

У тувинского сказочного «Соок Ирей» есть родословная: у него есть братья, сестры и он основан на тенгрианской  легенде “О сотворении мира”.

 Рекомендации лабораторных работ – чтение для детей, подростков.

  Применение – для создания познавательного, интересного сценария для кукольного, театрального показа. В секторе экономики: подготовка резиденции культурного героя «Соок Ирея» в этно-культурном местечке «Алдын-Булак», «Бай-булак» [3].

   Новизна научно-исследовательской работы автора в его стратегии этно-культурных традиций и развитии тенгрианства в Республике Тыва посредством  создания эпосов, легенд для привлечения читателей. Работы основаны на преемственности  древнего пласта истории народов Азии, отраженных в произведения как  «Манас», «Гесер», «Урал батыр». Во многих работах ученных СССР, Монголии, Китая, Российской Федерации, стран СНГ раскрыты общие эпические корни номадов. Теоретическое осмысление в настоящее время направлено для возрождения тенгрианства как толерантного, консолидирующего  мировоззрение среди тюрко-язычных народов. Ученные в семинарах, конференциях, все больше открывают тайны единого исторического пространства в Евразии. Использование выше названных лабораторных работ в культурологии созданы в качестве основ распространения знаний о тенгрианстве,  не смотря на его примитивность, ненаучность.

   Продвижение креативного тезаурусного  подхода подачи информации о тенгрианстве через СМИ и Интернет дают простое  синергетическое направление в сознание людей в сохранении и развитии традиций, обычаев и ритуалов в тюркском мире. Одежда, свадьбы, похороны, почитание младших и старших это то, что устойчиво передается из поколения в поколение  с примесью модернизации с учетом современного социально-экономического развития, научно-технического прогресса.

Автор участвовал на III-ей Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие кочевников Евразии: истоки и современность»  1-3 июля 2011 г. в Кызыле, Республике Тыва, где прозвучали итоговые слова доктора наук К.А. Бичелдея: «Мы тувинцы в сущности тенгрианцы, сохранили традиции и обычаи в быту, но этого мы не замечаем».Профессор Абаев Н.В. пропагандирует в своих трудах  новое направление «креативное культурология» в стенах ТувГУ. Он с колотушкой и бубном демонстрирует реальные предметы культового служения «Тенгри», реализуя знания истории теории предмета  на своем примере, студентам, аспирантам, реализует креативную культурологию на практике.

На кафедре  философии  ТувГУ под руководством заведующего кафедрой  к.п.н Фельдмана В.Р., было озвучено о стратегии развитии научно-исследовательской  деятельности университета, об изучении современной социальной адропологии как научной базы для фундаментальных исследований. О том, что данная работа ни чем не уступает по сложности естественным наукам».

   Результаты и  рекомендации: культурологи не статисты науки, их живые работы нужны для  развития стабильности, единении народов в многонациональной, многонациональной и конфессиональной России в развитии общей  толерантности  в многообразии государств, как СНГ, Монголия, Китай, имеющих общие культурно-исторические связи как с тенгрианством, так и древними  торгово-экономическими корнями. Уважение  и признание общей Евразийской  истории  в Российской Федерации  укрепит  с приграничными  странами доброжелательные, родственные отношения.

  Практическое применение. В качестве помощи науке создан новый сайт  «Международный фонд Исследования Тенгри», который завоевал значительный авторитет  в интернет пространстве, аккумулируя работы ученых, аспирантов. Труды, которых привлекают все больше разных  читателей.

Конечный результат внедрения научно-исследовательской работы  в данной статье –   это тувинская тенгрианская легенда « О сотворении мира» как основы экспериментальной креативной культурологии.

Внедренческим результатом  является  использование работ  в системе образования, образа тенгрианского «Соокирея»в культурно-массовых мероприятиях домов культуры. Также публикация информации в  сайте Википедия (приложение 1). Также  важно как официальный бренд для тувинской культурологии.

Критические замечания.д.и.н. Абаев Н.В.: если раскрываем тему о культуре номадов, тем более по тенгрианству, она должна быть не локальной, а универсальной, отражающей  мировоззрение и образ жизни кочевников

Ай-Бек Соскал   

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)

 

Использованные литература и источники:

1.  Легенда «О сотворения мира»  Ай-бек Соскал опубликовано в СМИ см. г. «Тувинская правда». Сайты «Тува-онлайн»,  «Новые исследования  Тувы».

2.  Интернет источники:

а)  http://tengrifund.ru/ – официальный сайт Международного Фонда Исследования Тенгри

б)  http://www.dom-dm.ru/ – официальный сайт Всероссийского Деда Мороза.

в)  http://moroz.karelia.ru  – официальный сайт Паккайне.

г)   www.yamaliri.ru –официальный сайт Ямал ири.

3.  http://strana.ru/journal/news Резиденции тувинского Деда Мороза и главы правительства будут в одном месте.