Тенгрианство. Религия прошлых эпох и новых грядущих столетий

Если заглянуть в глубины истории человечества, то мы узнаем, что  у древних народов мира было много разных богов, которых породило Небо. В Месопотамии шумеры обширные небеса называли Дингир, и это название потом перешло к древним тюркоязычным племенам как Тэнгир, Тэнри, Тэнгри, Тангара и т.д.

Шли времена, канули в Лету столетия и целые эпохи, и на смену старым верам и религиям приходили новые, более приближенные к земле, к жизненным потребностям и реалиям людей. Появились богочеловеки вроде Махивары, Будды и Иисуса Христа.

Всё ушло, забыто… Однако древнейшая вера в бога Неба, в Тенгри, ещё не исчезла полностью; некоторые обряды и элементы древнего тенгрианства сохранились у народов Средней Азии, Алтая и Центральной Азии. Однако, тут надо сказать, что относительно хорошо, в сохраненном состоянии донес до новых времен веру в небесного бога Тенгри малочисленный народ саха (якуты) живущий на севере России, в стране Полюса холода.

“Тангара сырдаата” говорят саха-якуты утром, что переводится на русский язык как “небо посветлело”. Понятия “небо” и “тангара” (бог) у народа саха синонимы.

Главные обряды и алгысы (благословения) тенгрианства можно увидеть в Якутии на религиозном празднике Ысыах, который проводится ежегодно 22 июня, в сакральный день солнцестояния. “Белый шаман”, алгысчит кормит пищей Духа Огня, окропляет белым кумысом Землю и Воздух, ниспрашивает у божеств – айыы Верхнего мира благополучия и процветания.

Далее мои рассуждения о тенгрианстве основаны на материалах народных мифов и преданий и, главное, всё это можно найти в текстах эпоса народа саха Олонхо, признанного сейчас ЮНЕСКО мировым шедевром народного творчества.

В Олонхо говорится, что бог Тенгри, Юрюнг Айыы Тойон, создал всё видимое и невидимое, а также человека и всё сущее на земле, в Среднем мире. Также говорится, что люди – это “двуногие существа с поводьями за спиной, с уздечкой за плечами родственники божеств – айыы”. “Поводья” и “уздечки” у людей обозначают их вечную связь и зависимость от божеств – айыы Верхнего мира, которые управляют ими, являются вершителями судеб “двуногих” на земле. Люди неразрывно связаны с космосом, вселенной и являются частицей всего мироздания, как все живые и неживые на Земле. И все для Тангара едины и равнозначны.

У народа саха зримым символом, воплощением  бога Тангара является солнце, которому раньше молились каждое утро, и в тенгрианстве графическим знаком Бога является крест с кругом в центре и четырьмя широко расходящимися лучами, о чем пишут современные исследователи этой древнейшей на земле религии.

Кстати, самоназвание народа саха происходит от слова “сах”, что переводится с тюркского как свет, огонь, солнце. Они всегда были солнцепоклонниками и боготворили Огонь, дающий человеку свет, тепло и жизнь. Саха (саки) были некогда народом многочисленным, рассеянным по обширным просторам Европы, Азии и Северной Африки. Много “сакского” можно найти в обширной Евразии и даже у индейцев Северной Америки, например у  племен дакотов и сиу. Во многих странах мира можно найти следы деятельности и культуры саков – в топонимике, именах, архитектуре, религии и т.д.

“Не разрушай, а созидай” – требует верховный бог народа саха – Айыы Тангара. И само сакральное слово ” айыы ” означает – созидание, творение, работа во благо. Кроме того эта религия требует уважать и любить “воду, леса и землю”, всю природу, где живет “двуногий” – человек. Однако наш современный техногенно-цивилизованный мир, обуянный алчностью и жаждой потребительства, торопливо и бездушно разрушает окружающее пространство, среду в которой живет. С каждым годом мы увеличиваем добычу природных богатств, разворачиваем нутро земли, вырубаем леса, загрязняем водоемы, оставляя после себя горы отходов и мертвую пустыню. Земля и воды загажены до предела. Воздух отравлен ядовитыми газами, в морях и океанах погибают планктон и киты. И все это есть разрушение, попирание законов Неба – Тенгри, Всевышнего. Но почему во весь рост не встают на защиту природы все ведущие, главенствующие религии мира? Где их громкие голоса? Что-то не слышно. И не услышите. Духовные лица (пастыри) современных религиозных конфессий  в тесных помещениях своих церквей и храмов монотонно бормочут молитвы, в которых слова спасения от страстей земных, от ошибок и пороков, от греховных соблазнов дьявола – главного виновника бед и страданий людских. Всё замыкается в самом человеке, не более того. Погрузившись  в проблемах морали, в омут нравоучений служители Бога слышать не хотят об экологических и техногенных катастрофах. Похоже, окруженная среда и миропорядок их не волнует. Их беспокоит собственный покой и благополучие прихожан, нормальное устройство в быту, в повседневной жизни.

А как общались с богами, с Верхними Силами наши предки в древние времена до новой христианской эры? Какими были их храмы и сооружения для общения с Великим Небом? Известно, что в III-II тысячелетии до н.э. наши далекие предки по всей обширной территории Евразии возводили из стоячих камней по кругу кромлехи – древние мегалитические обсерватории. И самым знаменитым из них является Стоунхендж.

Относительно недавно на южной стороне Уральского хребта российские археологи нашли свыше двадцати городов и поселений знаменитых ариев – потомков таинственных гипербореев, о которых писали древние греки, в частности “отец истории” Геродот.

Там же недалеко от главного города-центра ариев археологи раскопали их мегалитическую обсерваторию. Эти стоячие камни кромлехов помогали нашим предкам определять точное местонахождение и пути движения звезд и небесных светил – Луны и Солнца. Так они, например, узнавали дни летнего солнцестояния, а также моменты весеннего и осеннего равноденствия. Это также помогало им определять периоды в земледелии и скотоводстве. Больше того звезды и светила “рассказывали” им о предстоящих в природе и климате катаклизмах и метаморфозах. Они, например, узнавали каким будет год – холодным или засушливым. Это определяло перемену места или даже миграцию всего племени. От воли Неба, бога Тенгри зависело многое у людей.

Однажды на Алтае мне удалось побывать в местности Сундуки, где наверху среди скал была древняя обсерватория предков, где тоже наблюдали за перемещением звезд и планет на небе. А на главной горе Кирес Хая (Гора-крест по-якутски) я нашел древнетюркскую руническую надпись: “Вложите совершенную душу”. Подобные рунические письмена есть и на скалах рек Якутии. На скале реки Сиинэ предки саха-якутов написали: “Пропусти громадную священную молитву”.

У саха – якутов есть похожее на вигвам американских индейцев конусообразное постройка-жилище называемое ” ураса “, покрытое кусками коры белой березы. И это был, как объясняют знатоки, своеобразный тенгрианский храм, где “белый шаман” совершал обряды почитания духов – айыы живущих на девяти ярусах священного Неба, Верхнего мира. На последнем верхнем ярусе восседал сам Юрюнг Аар Тойон (Великий Белый Господин) или как его называют сейчас – Аар Айыы Тангара. У этого Могол урасы, сакрального сооружения, по кругу, как у кромлеха, стоят двенадцать столбов-сэргэ по счету-числу двенадцати месяцев года. В центре урасы сооружен очаг для костра, священного огня, а верх открыт, где можно ночью видеть яркие звезды. Бог небесный, Тангара всегда присутствует здесь, смотрит сверху на своих двуногих родичей – ” айыы аймахтара “. Здесь дым от обильных возлияний и ритуальных угощений всегда поднимается наверх – к верхним богам – айыы, к Аар Айыы Тангара, Создателю.

В Могол урасе “белый шаман”, посредник и алгысчит, гадал и предсказывал сородичам, говорил о предстоящих переменах и катаклизмах, которые ожидают каждого и всех. Он был экстрасенсом и предсказателем, и ему все верили.

Кстати, таким предсказателем был сначала у великого Чингисхана шаман Кёкёчей. Без его советов и видений Вождь и предводитель монголов не мог начинать свои важные дела и сражения. После гибели своего шамана Чингисхан уже сам впадал в мистический транс, ниспрашивал совета у Бога, Кёк-Тенгри и делал так, как Он повелел. Возможно поэтому Чингисхан в дальнейшем не проиграл ни одного сражения и всегда выходил в решительных схватках победителем. Так древняя тенгрианская вера предков всегда ему помогала и сделала, наконец, властелином половины мира.

Примечательным фактом в истории Чингисхана является то, что он, покорив многие страны и народы, всегда уважительно относился к их исконной вере, религии и никогда не громил, не сжигал их храмы и монастыри, чем завоевал уважение многих народов и разноязычных племен мира. Понимая суть тенгрианской веры, он знал и говорил, что Бог Небесный для всех людей один, как бы его не величали. Он, великий тенгрианец, был веротерпимым, и Чингисхан, уже в XX веке был всемирно признан “великим человеком тысячелетия”

Другим знаменитым тенгрианцем был вождь гуннов Аттила, которого называли “бичом божьим” и “всадником Апокалипсиса”, ибо в V веке новой эры Римская Империя уже разлагалась и распадалась от “разврата, раздоров и измен”. Жители Европы видели в сражениях, как пронзенные насквозь стрелами и копьями гунны-кочевники не умирали – шли рубиться и побеждать дальше, и это побежденные объясняли силой их веры в своего Бога Небесного – Тенгри.

Аттила, подняв вверх знамена с Крестом Тенгри, подошел к вечному городу Рим, и это был конец. Однако римский Папа Лев I-ый спас столицу от разгрома тем, что принял тенгрианский крест, поднял символ их веры вверх, приветствуя “варваров с востока”, воинов Аттилы. И этим, как бы признал тенгрианскую веру. Кстати, свод божьих заветов тенгрианства сейчас хранится в архивных фондах Ватикана, называется «Псалтирь» (Бас аал тыл по-якутски). А ведь раньше знаковыми символами христианства были рыба, агнец и голубь. Кстати, Аттила как и Чингисхан, до предстоящих сражений всегда обращался к шаманам и придворным предсказателям. Интересно, что перед знаменитым Каталуанским сражением провидцы предсказали ему неудачу, но гибель царя противника. Так оно и случилось. Аттила верил в духов своих предков и великой воле Бога Тенгри.

В дальнейшем вожди, полководцы тюркских народов, потомки Чингисхана – Хубилай, Батый, Тамерлан и т.д. всегда советовались с предсказателями и астрологами своего двора. Они, как и их древние предки, смотрели на Небо внимательно изучая положение звезд и планет, о которых знали очень хорошо. И всё это было связано с великим культом Тенгри, их Главного Бога. Они ему верили. “Небо знает всё” – говорил Чингисхан и был прав.

Однако вернемся к нашим временам и заметим, что в новом XXI веке резко возрос интерес к астрологии и астрономии. И, действительно, люди заметили, что некоторые значительные процессы на Земле – землетрясения, наводнения, а также бурные социальные катаклизмы зависят от “поведения” планет и светил в космосе. Например, взрывы и магнитные вспышки на Солнце обязательно связаны с большой активностью масс людей: возникают протесты, конфликты, революции и даже войны. Ученые определили, что усиление радиоактивности и магнитного поля Солнца, а также частотных колебаний идущих к нам из космоса действуют на изменение биохимических процессов в крови человека, резко меняют психофизическое состояние людей, толкают их на разные неадекватные, резко-активные поступки, толкают их к разрушительным действиям.

К этому можно добавить, что многие предсказания о конце света в декабре 2012 года можно связать с глобальными переменами в космосе, когда звезды и планеты нашей галактики перестраиваются на новый лад, меняют орбиты движений. Это объясняется учеными-астрологами как наступление Эры Шестого Солнца, о чем говорили и писали наши предки. Сейчас волновая структура, вибрация планеты Земля переходит на более высокую частоту чем было в прошлых столетиях и эпохах. Из центра галактики сейчас к нам пришел так называемый “новый луч”, который изменит психофизическую структуру и менталитет человека, сделает его потомков другими. Начался процесс появления на Земле человека новой Шестой расы.

Наступает конец Калиюги – эпохи страданий, раздоров и войн, о чём писали в древнеиндийских “Ведах”. Но с XXI века наступает эра Критаюги, когда человек постепенно преображается, начинает жить в полной гармонии с самим собой и Природой. И “дети индиго” – первые посланцы Нового Времени, которые по способностям превосходят людей прошлых столетий.

Известно, что возможности наших современников возрастают, вспомним феномен Ури Геллера гнущего и ломающего взглядом ложки и, действуя сильной энергетикой, при всех проращивает зёрна пшена.

Уходит время старых вер, главенствующих конфессий на Земле, которые, враждуя, всё больше и больше разъединяют людей, сея конфликты и кровавые “безбожные” стычки.

Фанатики религий наглухо ограничили себя проповедуя только морально-нравственные ценности в мире людей, сознательно игнорируя природу, окружающую среду, считая что это “область и проблемы язычников”. Они забыли о звездах и светилах на небе, от которых зависит судьба и жизнь человека на планете Земля, о чем издревле толковали тенгрианцы, презираемые ими. И они не признают, ни за что не хотят понять, что Бог у всех людей все-таки один. Как бы его не называли. И в этом их главная ошибка.

Но что такое Бог? Вот в чем вопрос.

Тенгрианцы, например, утверждают, что все в мире – живое и неживое, движущееся и неподвижное, деревья и камни имеют душу, их объединяет ” дыхание Бога Тенгри “. Саха – якуты это называют «иччи», а китайцы «ци» – частичка, из которой состоит все в мире. У японцев «си-н-то», переводится как «путь богов». Тут тоже есть «си». Поэтому надо уважать воздух и землю, реки и леса, горы и долины, не портить, не ломать, не губить всё это, ибо все в мире являются равноправными детьми Единого Небесного Бога, который присутствует и живет во всем, что мы видим.

Действительно, в пресловутом коллайдере в Швейцарии ученые-физики, сталкивая мельчайшие элементарные частицы обнаружили недавно эту долгожданную ” частицу Бога “, как они это назвали. Она, эта новая удивительная частица объединяет и пронизывает в космосе всё, являясь для всех главной, определяющей и создающей новые структуры – живые и неживые. Вот тебе и ” дыхание Бога Тенгри “, о чем говорили наши прапредки.

Наука и религия, наконец, объединились. Создалась новая синергия, в котором сосуществуют органические и неорганические образования, зримо-весомые и незримые плазменные структуры, которые образуют очень сложную Систему Мироздания, влияющие и дополняющие друг друга субстанции, которые живут и развиваются по космическим законам Высшего Небесного Порядка, что мы и называем на планете Земля волей Бога, Отца Небесного или Тенгри, Аар Айыы Тангара.

Известно, что развитие жизни на Земле идет по спирали, и это значит, что прошлые, давно забытые идеи и ценности людей, наших предков – возвращаются, но выше по уровню на виток. Таковы законы прогресса, дальнейшего хода истории. Идеи, духовные и культурные ценности прошлых эпох предстают уже в новом качестве сообразно развитию творческой мысли человека в русле открытий в науке и в сложном механизме миропорядка. В XXI веке феномен Бога, Всевышнего человек уже понимает с точки зрения современной науки, в частности физики, где имеются такие определения, как “фотонные потоки звезд”, “торсионные поля”, “магнитные вспышки”, “ритмика и колебание космических волн” и т.д.

Человек существо биологическое, но с точки зрения физиков он явление энергетическое, как и все окружающие его тела – живые и неживые. И  здесь это определение совпадает с главным понятием в тенгрианстве, что “всё подвижное и неподвижное имеет душу”. А что есть душа? Физики определяют феномен души человека – как сгусток протонной и электронной структуры, которая связана с плазменными образованиями в окружающей среде и космосе.

Древние тенгрианцы утверждали, что “произнесённое слово – это сила, которая создаёт или разрушает”. Вот в чём роль и сила молитвы к Богу, и это совпадает с выводами учёных, что мысль, по сути, материальна, и сказанное однажды реализуется, осуществляется.

Из всего этого выходит, что человек энергетически связан с объектами в космосе, с Отцом Небесным, если хотите. И всё в мире совершается по Закону обратной связи.

Теперь о главном. Сейчас во всех действующих религиях мира фигура Бога стоит отдельно, и Он дальше и выше всего и вся. Он отчуждён и сверху решает – помиловать или наказать.

Однако в тенгрианстве, как говорил я выше, всё живое и неподвижное – равны и в каждом объекте живёт ” дыхание Тенгри “, божья суть. В человеке, выходит, тоже живёт Великий дух Всевышнего, и он с ним един. Таким образом, человек как Бог тоже может создавать или разрушать и мыслью, волей своей творить чудеса. Он может творить добро, установить в мире Порядок и Гармонию. Вспомним возможности Ури Геллера, вспомним удивительного человека Чингисхана, который совершал великие дела, дошедшие и до наших дней, но вместе с Кёк Тенгри, который жил в нём и действовал.

Итак, мы приходим к выводу, что понимание предков об Отце Небесном и заключения наших учёных относительно Бога – совпадают. Это значит, что феномен древнего Тенгри соответствует новым открытиям в современной науке, и Он по статусу и реалиям выше и актуальнее отчуждённых от людей богов других существующих конфессий.

Время Тенгри пришло! 

Сивцев А.Д. -Айсен Дойду,
Россия,  г. Якутск

Источники и литература:

  1. Бауэр С.У.   История Древнего мира. – Москва, 2011.
  2. Пернатьев Ю.С.   Тайны и феномен эпох. – Харьков, 2008
  3. Олжас Сулейменов.   АЗиЯ. – Алма Ата, 1975
  4. Всемирная история. – Минск-Москва, 2011
  5. Пухов И.В.   Якутский героический эпос олонхо. – Москва, 1962
  6. Илларионов В.В.   Олонхо алыптах эйгэтэ. – Якутск, 2006
  7. Олжас Сулейменов.   Тюрки в доистории. – Алматы, 2002
  8. Емельянов В.В.   Древний Шумер. – Санкт-Петербург, 2003
  9. Саботино Москати.   Цивилизации Древнего востока. – Москва, 2010
  10. Питер Браун.   Стоунхендж. Загадки мегалитов. – Москва, 2010
  11. Брюшинкин С.М.   Тайны астрофизики и древняя мифология. – Москва, 2003
  12. Самюэль Крамер.   Шумеры. Первая цивилизация на Земле. – Москва, 2002
  13. Дмитрий Колосов.   Арии. – Москва, 2015
  14. Фефелова В.В.   Предками якутов были арийцы. – Красноярск, 2014
  15. Федорова Л.В.   Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей. – Якутск, 2013
  16. Бернанд Хайш.   Теория Бога. Доказательство существования Бога в современной науке. – Москва, 2010.
  17. Коровин В.Н.   Опытное подсознание Бога. – Москва, 2011
  18. Мурад Аджи.   Европа, тюрки, Великая Степь. – Москва, 1998
  19. Глеб Благовещенский.   Аттила. – Москва, 2009
  20. Джек Уэзерфорд.   Чингисхан и рождение современного мира. – Москва, 2006
  21. Коровин В.Н.   Видения Бога и современная западная философия – Москва, 2011