Skip to content
 

Храм Тенгри мог бы стать объединяющим символом евразийского геополитического пространства

Несколько представителей татарской интеллигенции обратились к Президенту Республики Татарстан Р. Миниханову с необычной просьбой.

По их мнению, столице республики не хватает татарского традиционного храма Тэнре-йорт или Ак Тирмэ — так считают  9 представителей местной интеллигенции и указывают на это в обращении к Рустаму Минниханову, переданному в редакцию «БИЗНЕС Online» (орфография и пунктуация авторов обращения сохранены). Татары и весь тюркский мир с древних времен почитали концепцию Вечного Неба Тэнри, и появление такого культового сооружения в Казани позволит Татарстану стать этнодуховным, объединяющим центром всего евразийского пространства.

 

Президенту Республики Татарстан
Р.Н Миниханову

К Вам обращаются представители татарской интеллигенции: ученые, писатели, журналисты, работники культуры и т.д. За последние 25 лет при содействие государства в Татарстане построено и восстановлено десятки тысяч мечетей и церквей. Открыты синагоги, католические церкви. Все это отрадное дело. Однако, мы считаем, что для полной справедливости не хватает татарский традиционный храм Тэнре-йорт или Ак Тирмэ.

Татары и весь тюркский мир с древних времен почитали концепцию Вечного Неба Тэнри. Поклонение Вечному Небу Тэнри — это одухотворенная традиция, мировоззрение и культура татар и всего тюркского мира. Мы, татарская интеллигенция считаем, что необходимо сохранить своё традиционное мировоззрение — тэнгрианство. С постройкой храма Тэнри-йорт будет возможность сохранить татарские обряды, традиции и молитвы.

Тэнри-йорт или Ак Тирмэ нужно разместить в центре Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним. Размер его должен соответствовать его назначению со всеми вспомогательными службами для нормального его функционирования. Для Тэнри-йорт необходимо выделить землю в Казани под его застройку. Казань — столица Татарстана и одновременно является центром культурных и туристических мероприятий. Гости и туристы Казани с удовольствием посетят храм Тэнри-йорт и одновременно ознакомятся с традиционным мировоззрением татар и тюркского мира. Постройка и открытие храма Тэнри-йорт укрепило бы дружбу народов Татарстана.

Ваше поддержка в построение Тэнри-йорт необходима. Ведь построить храм дело непростое, нужно получить землю под постройку, материальные ресурсы для строительства и т.д. На все это у нас нет не материальных не административных ресурсов, да и самим все делать было бы в высшей степени несправедливо, так как все мечети, церкви и т.д. строились при весомой поддержки государства.

Отметим, что в Республике Саха реализован аналогичный проект — храм Тэнри. Хотя Саха-Якутия входила лишь как улус в Великую Татарию, где мировоззрение Вечное Небо — Тэнри являлось базой национальной идеи и государственной идеологии указанной евразийской империи. Имея столь значимую, богатую историческую традицию татарам необходимо сохранить, продолжить и развить её уже в новых условиях XXI века. Весь исторический опыт показывает востребованность этой традиции для ответа на современные вызывы, решения глобальных проблем: экологии, экономики, межнациональных и межконфессиональных отношений.

Поэтому мы считаем, что татарский и другие народы остро нуждаются в построение храма — комплекса Тэнри-юрт. Республика Татарстан должна стать этно-духовным, объединяющим центром всего евразийского пространства.

С уважением, надеемся, что Вы правильно поймете эту историческую необходимость.

С данным обращением высылаем учебное пособие «Древнетюркское мировоззрение — тэнгрианство» и Экспертизу Международного фонда исследования Тенгри, фотографию храма Тэнри-йорт.

1. Безертинов Рафаэль Нурудинович — писатель, историк, публицист.

2. Ислаев  Файзулхак Габдулхакович — доктор исторических наук, профессор.

3. Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич — кандидат исторических наук, Член Координационного Совета Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов (ВАТН).

4. Мулладжанов Наркас С — журналист-публицист, писатель.

5. Шигапов Ильфак  И — журналист, поэт, композитор.

6. Шайхетдинов Дамир — журналист.

7. Юлдашев Рамай З. — общественный деятель, ГАУК «республиканский центр татарской культуры» Марий Эл.

8. Сиразин Мурат Галеевич — семейный фермер.

9. Гарапов Альберт Ф. — председатель антиядерного общества РТ.

От редакции: Мы опубликовоали это письмо, потому что уверены: обращение татарских общественных деятелей актуально и для Казахстана. Народы Великой Степи издавна исповедовали монотеистическую религию, в основе которой лежало почитание Вечного Неба. Многочисленные исследователи подчеркивают мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие: признание безличного Бога как Тенгри; уважение к матери природе; вера в жизненную силу; уважение к умершим предкам; почтительность к старшим; активность, упорство, взаимовыручка; евразийство,  как геополитический союз стран и народов, связанных традицией с империями гуннов, тюрок и монголов. Тенгрианство имеет подчеркнуто толерантное отношение к другим религиям и людям, исповедующим их.

После обретения независимости, в с 90-х годах ХХ века у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников, особенно в странах Средней Азии и Казахстна. Многими представителями казахской интеллигенции тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним  Аллаха, но выражение коллективного духа тюркских народов.

Обращение татарских общественных деятелей ставит и перед  нашим обществом вопрос: а не пора ли и нам, казахам, начать возвращение к истинной религии  наших предков? Почему эту инициативу проявили татары, а мы, казахи, забываем о наших духовных корнях? Может быть, и нам необходим храм Высокого Неба, где-нибудь в Астане, где адепты древней миролюбивой религии нашли бы возможности совершать свои обряды и молитвы? Вопрос этот, как нам кажется, давно назрел. Десятки и сотни религиозных храмов разных конфессий беспрепятственно действуют в Казахстане, а вот  Храма Высокого Неба как не было, так и нет…

Мы приглашаем всех заинтересованных, неравнодушных людей к дискуссии и готовы для этого предоставить страницы нашего журнала для изложения самых разнообразных мнений по этому вопросу.


Источник:  exclusive.kz

Посмотрите еще другие публикации:

13 комментариев

  1. Безертинов Рафаэль:

    У правительства Республики Татарстан место и денег для строительства татарского традиционного храма Тэнри-йорт в городе Казани не нашлось? Ответ на обращение от Правительства РТ на наше коллективное письмо мы не получили?

    ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ. Кремлевская ул. 1 г. Казань. Республика Татарстан. 420014 тел. (843) 299-15-45
    e-mail: rik.kazan@tatar.ru, http://www.kzn.ru

    15.01.2015 г. № 38686/2014

    Безертинову Р.Н.
    с. Камаево
    Высокогорский район,
    Республика Татарстан

    Уважаемый Рафаэль Нурудинович!

    Ваше обращение об оказании содействия в строительстве «татарского традиционного храма Тэнре-йорт, поступившее через Аппарат Президента Республики Татарстан, рассмотрено.
    Сообщаю, на территории муниципального образования в центре г. Казани свободные земельные участки от прав третьих лиц отсутствуют.
    Дополнительно сообщаю, что в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, которыми в своей деятельности руководствуются органы местного самоуправления Российской Федерации, в бюджете г. Казани расходы на оказание финансовой помощи физическим лицам (в том числе и на строительство культовых объектов) не предусмотрены, в связи с чем решение вопроса за счет бюджетных средств не представляется возможным.
    Учитывая изложенное, сожалею, но удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным.

    Исполняющий обязанности –
    Начальник Управления архитектуры
    И градостроительства В.М. Фомин

    • Sam:

      К сожалению это естественный ход. Возрождение Тенгрианства должно начинаться не с построения храма за казенный счет, а с возрождения самой доктрины в сердцах людей. Посетите мой Тенгрианский хран online – http://www.Tangrim.org

  2. unkas:

    Судя по тому, что Рашид постоянно висит на сайте и активничает , он просто выполняет работу. Так, что не надо судить его строго. Да и серьезно воспринимать тоже. Чьи-то внимательные глаза пробегают и оценивают его строки. А идея с храмом классна по сути.

  3. Sam:

    Это конечно здорово что среди Татарской интеллигенции есть люди осознающие важность возрождения наследия своих собственных предков, которые кстати в свои времена были цивилизациями мирового масштаба. Но тут возникает вопрос: Разве Президенту Татарстана, в данной обстановке, когда Исдамизация Татарстана аж зашкаливает, разве Президенту легче построить такой храм, чем самой интеллигенции? Президент хоть и заправляет общественными деньгами, может побояться политического давления на себя от Исламистов. Разве сама эта интеллигенция не может организовать такое строительство, через мобилизацию всех заинтересованных лиц? Пусть и не сильно большой храм, но зато первый! Ведь Москва тоже не сразу строилась….

  4. Orxan:

    Да, Рашид, формат не позволяет развернуть полномасштабную дискуссию, особенно когда твои комментарии трактуются с искажением первоначального содержания в виде письменного текста. Вы призываете не обращать внимания на обсолютно все мелочи – я бы с удовольствием согласился, если бы вы не продолжали удивлять заключениями в отношении моих слов. Ради всего святого, из каких моих слов вы сделали этот ужасный вывод о том, что для меня «даже самый отвратительный негодяй (вор, убийца, насильник и т.п.) тюрок выше и милее чем порядочный человек другой нации»?! Неадекватен так же и вывод о том, что кто-то кичится своей нацией. Пожалуйста, не навязывайте моим словам своего мнения, покольку разговор переводится в личностную плоскость. Я не стану отвечать аналогичным образом, мы просто прекратим общаться.

    Извините, Рашид, но остальные комментарии выглядят как дискуссия с самом собой – вы задаете вопросы из какого-то другого контекста и сами на них отвечаете, поэтому не буду вмешиваться. Отмечу только, что непрерывные апелляции к азбуке Ислама в свете собственных субъективных взглядов на мой взгляд не вполне уместны на этой странице. Данный сайт специфичен и посвящен общетюркскому историко-культуральному вопросу. Давайте сотрудничать на этом направлении.

    Моц опыт в археологии и полевой работе связан с территорией Азербайджана, располагаю архивом по древней истории (неолит, бронза, ранний железный век), но, к сожалению, вряд ли он может пригодиться для поиска золотых коней Батыя.

  5. Orxan:

    Рашид, не предполагал, что мои слова могут быть истолкованы столь неверно. Но Ваши комментарии парадоксальным образом оппонируют и в тоже время подтверждают мои слова. Возможно, в первом комментарии я был слишком краток и нужны разъяснения. По-видимому, здесь, в противостоянии с теми, кто ненавидит тюрков и исстребляет их и следы их пербывания на планете при первой возможности, все видится в несколько ином свете, и в частности – кто твой друг, а кто нет.
    Кажется вы не совсем правильно поняли мой пример насчет турков и азербайджанцев. Приведу его в несколько иной версии – в нашей борьбе за освобождение оккупированных территорий турки поддерживают нас вовсе не потому, что они сунниты, а потому, что мы один народ. А нас подвергли геноциду и депортации не потому, что мы шииты – а потому, что мы турки. Поэтому позвольте все же остаться при своем мнении – Ислам нисколько не способствует объединению тюркского мира, восстановлению тюркской истории и культуры.
    Относительно тюрков-шиитов хотелось бы отметить что шиитами являются: азербайджанцы (более 30 млн.), половина иракских туркмен (около миллиона), авшары, часть кумыков, небольшая часть узбеков и турков (в целом около миллиона). Не такой уж и «частный случай».
    О том, что у суннитов-шиитов много общего: – да, действительно, общего много, но даже находя столь много общего мусульмане все более углубляют вражду между собой. Вы же знаете, что во времена Пророка (САвАвС) даже распоследнего язычника отпускали с миром за одну лишь фразу «Ла Илахя илла Аллах». А сейчас? ИГИЛ тысячами предает смерти не каких-то там язычников, а тех самых мусульман, с которыми «так много общего», которые читают Коран, совершают 5-кратный намаз, хадж и т.д. Всех без разбора, мужчин, женщин, детей, стариков. По лозунгом «кровь шиита – халял для суннита». Надеюсь далее больше не обсуждать эту тему.
    Давайте вернемся к общетюркскому вопросу. Я не соглашался с тем, что «культура поклонения Тенгри полностью утеряна», я выразил согласие с тем, что «сегодня многие не знают, как поклонялись древние тюрки Богу-Творцу». Это далеко не одно и то же. К этому было добавлено, что «в наших общих интересах изучать и исследовать тенгрианство, как наше общее древнее наследие». Сожалею, что пришлось повторять.
    Откровенно говоря, никого не думаю переубеждать, очень трудно идти против фактора «сколько людей – столько и мнений». Но убежден в том, что исследование истории тюркских народов и тюркской культуры необходимо обогатить изучением содержания тенгранской религии, тенгрианских традиций и ритуалов. Подобный храм может стать не только духовным, но и научным центром для изучения древнейшего феномена Тенгри.
    Вы заинтриговали неожиданным вопросом о поиске коней Батыя 🙂 И вы знаете где их искать? Согласно преданию, они должны быть где-то в зоне южного поволжья.

  6. Безертинов Рафаэль:

    Вы, Rashid, чем большую береберду пишите, тем считаете свое дело выполненным хорошо. Обычно интересно вести беседу с людьми , хорошо знающих историю, религию, философию и т.д. У таких людей можно получить дополнительные знания. Ну а у человека который пишет, лишь бы писать, где одна строка противоречит другой и уводить людей от темы, дальше вести с такими людьми полемику мне не удобно и бесполезно. Вас наверно прикрепили к этому сайту. Но надо было прикрепить более знающего человека, так как в этот сайт посещают много ученых, которые хорошо разбираются в истории и мировоззрении.

    • Лена Федорова:

      Уважаемые коллеги, полемика ваша очень интересна. Но нужно чтобы она была не личностного характера и не опускалась до обывательского уровня, навешивания ярлыков.
      Прошу соблюдать корректность и помнить, что длинные пространные комментарии недопустимы и будут извлекаться. Поскольку сайт создан научным обществом, надо переходить на уровень научных или публицистических полемических статей.
      Рафаэль, при всей своей эмоциональности, прав – тема тенгрианской религии, регистрация тенгрианских религиозных организаций, строительство тенгрианских храмов актуальна и поднимается уже повсеместно. Кое-где на государственном уровне. Начали эти движения как раз сибирские тюрки. И то, что татары, казахи, кыргызы, монголы подхватили его, дает надежду на возрождение, единение и развитие наших народов в лучшем смысле.
      Рашид, надо быть объективным, сибирские тюрки никогда мусульманство не примут, как и не приняли по настоящему православие в царские времена, когда силой оружия казаков, прибывшие с ними батюшки, крестили их. Другое дело – тенгрианские обряды, они никуда не девались, как были, так и были. Сегодня тенгрианство официализируется. Почитайте мою монографию и диссертацию. А тюркскую рунику сибирские ученые изучают и пишут по ней очень серьезные работы, защищают докторские. Почитайте якутского ученого Г.Г. Левина (СВФУ, Якутск).

  7. Безертинов Рафаэль:

    Как показала история, христианство не может объединить все народы Великой степи. Московское правительство после завоевания татарских земель начало крестить всех инородцев. На такие действия татары, тюркские, финно-угорские народы и буряты ответили ожесточенным сопротивлением, которое сохранилось в памяти народов по сегодняшний день. Только при императрице Екатерине было осмыслено, что Российская империя будет постоянно находиться в религиозной войне, если не остановить насильственное крещение тюрков и монголов. Поэтому было смягчено принуждение к крещению, а после революции семнадцатого года вообще крещение было отменено. Ислам тоже не может идейно сплотить всех тюрков, монголов и других народов Великой Степи. Внедрение Узбек-ханом ислама в Золотой Орде как государственной религии привело к Смуте, Хаосу и религиозным войнам. Которые в конечном итоге привели к распаду Золотой Орды, а затем и кончине татарских государств. Походы эмира Тимура за распространение ислама привели к религиозным войнам и разорению многих тюркских государств и других народов. Создать империю и сплотить вокруг буддизма тюрков и монголов в Великой степи, джунгарам (калмыкам) в XVII-XVIII веках тоже не удалось. Последствия – разорение, хаос Великой степи и гибель самой Джунгарии. Мировые религии родились вне территории Великой степи. Тенгрианство родилось на территории Великой степи и оно соответствует менталитету этого народа. Как показала история в период Хуннской империи, Тюркского каганата, в период Чингиз-хана тюрки, монголы и другие народы Великой степи или Великой Татарии были объединены под мировоззрением концепции Духа Неба Тенгри и поклонения духам предкам, то есть тенгрианству. Только в эти периоды Великая степь или Великая Татария объединялась.Значить, тенгрианство и сегодня может объединить все народы Великой степи. Тогда откроется возможность формирования идеологического и культурного-цивилизованного кода (матрицы)опирающегося на нашу традицию, на нашу историю и культуру. Видимо поэтому русские евразийцы опирались в большей части именно на опыте Золотой Орды и Великой Татарии, расматривая Российскую империю как преемницу наследия Чингиз-хана (см. книгу Н. Трубецкого “Наследие Чингисхана”, Москва. 2007). Тенгрианство показало себя имперской мировоззрением и толерантным ко всем религиям и верованиям и не запятнало себя в истории религиозными войнами. Начиная с XVIII века, после реформ Екатерины, началось интенсивное внедрение татарам ислама. Ислам интернациональная религия. И в течение короткого времени татары забыли свои рода и стали безродными, забыли какого они рода, и как на это на них смотрят предки с того света. Они забыли свои символы, смыслы, традиции и т.д. Конечно такому народу можно подсовывать любую историю и любые теории их происхождения. В таком положение и азербайджанцы.

    • Sam:

      Уважаемый Рафаэль, полностью согласен с вами в том, что спасение душ Тюркских народов, а также достижение большей всеобщей гармонии в Евразии лежит через осмысленное возрождение лучших традиций и идей Тенгрианства! От себя же хочу добавить, что такое возрождение важно не столько для возрождения какой-либо мнимой империи, а важно это именно как путь к личному спасению каждого нового последователя от совершенно ненужных предубеждений и антагонизмов!

  8. Orxan:

    Уважаемый Рашид, будучи мусульманином, все же не могу согласиться с тем, что Ислам способствует объединению тюркского мира. Например, ближайшие соседи в нашем регионе – азербайджанцы и турки – сближаются вовсе не благодаря Исламу, поскольку одни шииты, а другие сунниты, между которыми существуют непримиримые (Увы!) разногласия, а потому, что и те и другие называют себя “тюрк” и говорят на одном языке. Ислам в известной степени способствует единению мусульман, но в чем это выражается для азери-тюрков? В том, что десятки завербованных в Азербайджане моджахедов оказываются среди боевиков ИГИЛ? Согласен с Вашим мнением относительно того, что строительство храма Тенгри создает прецедент альтернативной конфессии, но высказываюсь в поддержку этой инициативы именно потому, как Вы верно отметили, что сегодня многие не знают, как поклонялись древние тюрки Богу-Творцу. Следовательно, в наших общих интересах изучать и исследовать тенгрианство, как наше общее древнее наследие.
    Как человек, непосредственно соприкоснувшийся с археологией курганов и культурой курганных погребений, свидетельствую – эти специфичные погребения отражают богатое религиозное мировоззрение, которое некогда было общим для всех тюркских народов. Тенгри и тенгрианство – это корневая система, из которой произрастает древняя общетюркская культура. Ее изучение одинаково важно для всех нас.

  9. Безертинов Рафаэль:

    Rashid прописался на сайте Международный фонд исследования Тэнгри. И беспрерывно бубнит и бубнит и учить и учить. В народе говорят:”В чужой храм со своими нравоучениями нечего лезть.” Вот тебе нравиться ходить в мечеть, ну и ходи. Никто тебе не препятствует и не отговаривает. А раз мы считаем нам нужен свой храм где будет центр тенгрианцев и где будут молиться по татарски и своему богу Тенгри и своим предкам, почему же ты считаешь мы поступаем не правильно. Дух Неба Тенгри вечный. Но Небо со временем меняется, а значить и жизнь на земле меняется. Концепцией Неба является вера в космические моральные силы, направленные на поддержание всеобщей гармонии. В тенгрианстве нет заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. Поэтому ритуалы и молитвы со временем могут устаревать и вместо них появляться новые. Ничего страшного в этом нет. Жизнь течет и меняется. В авраамовских религиях (христианство, ислам, иудаизме) содержится профессиональные священники, которым возложена обязанность для надзора за правильностью проведения ритуала и чтения молитвы в его первозданном виде. Но несмотря на эти усилия, стечением времени, ислам разделился на множество течения, которых называют исламскими направлениями и сектами. Такая же картина наблюдается в христианстве, в иудаизме, буддизме и т. д. Как эти течения называть, добавляя к ним приставку нео или еще что то, пока никто не решается. Надо жить согласно законам природы, при этом соблюдая законы общественные. И если образ жизни с течением времени у народа изменился, значить и молитвы со временем изменились. И здесь ничего необычного нет.

  10. Orxan:

    Можно только приветствовать такую инициативу и не только как потенциальную базу для возрождающегося Евразийского пространства, но и как основу для восстановления нашей этической культуры и идентичности. В перспективе хотелось бы увидеть и у нас в Азербайджане развитие аналогичной инициативы. “Улу Танры” – эта древнейшая на планете концепция единого Бога все еще жива в сознании азербайджанцев, земли наши все еще покрыты тысячами курганов, в которых покоятся наши предки огузы и которых провожали в мир иной по правилам тенгрианства. Восстановление страниц древней истории невозможно без восстановления параметров той религиозно-идеологической основы, на которой строилось мировоззрение и культура народа. Развитие подобных инициатив позволит так же еще более полно ощутить близость тюркских народов, которых объединяет не только лингвистическая база, но и глубокое духовное родство.