Информационное письмо №1

Национальный музей Республики Тыва имени Алдан-Маадыр
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических
исследований при Правительстве Республики Тыва
Международный Фонд Исследования Тенгри

19-22 июня 2025 года в г. Кызыл, Республики Тыва проводится Х Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».

Цели конференции:

  • научный обмен информацией, опытом, взглядами на феномен тенгрианской цивилизации, ее генезис, стадии развития и роли в мировом цивилизационном процессе;
  • анализ, реконструкция, воссоздание и реактуализация тенгрианства как цивилизационного феномена, способного объединить на современном этапе развития народы Евразии.

Направления:

  • Философия тенгрианства: концепты и категории (тенгриведение как академическое направление; основные категории и понятия в исследовании тенгрианства);
  • Тенгризм как универсальное религиозное учение (культовые служители тенгризма; взаимодействие тенгрианства с другими мировоззренческими и религиозными системами и т.д.);
  • Семантика и семиотика тенгрианства (символы и значения) (культ Полярной Звезды и созвездия Большая Медведица в тенгрианстве; эпос как хранитель мифологии тенгрианства; термины в этнокультурной и национальной (страновой) традициях: общее, особенное);
  • Диалектика монотеистического мировоззрения и шаманских практик (тенгризм = шаманизм? Да/нет, почему?);
  • Человек и человеческие отношения, основанные на тенгрианских традициях (душа-дух-человек в тенгрианстве: понимание и практики развития; нравственно-этический кодекс в тенгрианстве);
  • Творчество, искусство и исполнительское мастерство в тенгрианстве (тенгрианская архитектура, тенгрианские концепции в градостроительстве; тенгрианские мотивы в наскальных рисунках и камнерезном искусстве тюрко-монгольских народов);
  • Тенгрианство: современное положение и перспективы развития (современное положение и статус тенгрианства на местах; вопросы по дальнейшему продвижению тенгрианства, разработка учебной программы);

Количество и название секций могут корректироваться в зависимости от поступивших на рассмотрение оргкомитета заявок.
Оргкомитет оставляет за собой право отклонять заявки по причинам несоответствия правилам оформления, низкого научного уровня.

Сроки предоставления заявок не позднее 30 октября 2024 г.
Сроки предоставления статей – 30 февраля 2025 г. включительно.

Публикация материалов: по итогам конференции будет опубликован сборник лучших статей с присвоением УДК, ББК, ISBN, DOI индексацией в РИНЦ.

Название статьи на русском языке строчными буквами
Название статьи на английском языке строчными буквами
Аннотация Русский язык (высота шрифта 12, курсив, не менее 10 строк).
Аннотация Английский язык (то же)
Ключевые слова Русский язык (высота шрифта 12, курсив, не более 7-10 слов).
Ключевые слова Английский язык (то же)
Основной текст (высота шрифта – 12).
Список литературы (высота шрифта 12).
Предусматривается организационный взнос за участие в конференции, включающий в себя публикацию статьи (до 8-10 стр.).

Рабочие языки конференции: русский, тувинский, монгольский и английский. Конференция предусматривает очное/заочное и онлайн участие.
Проезд и проживание производится за счет направляющих организаций или самих участников.

Место проведения, оферта по пребыванию будут даны в информационном письме № 2. Размер взноса на публикацию будет дан в информационном письме № 3.

Контактные лица:

  • Бичелдей Ульяна Павловна, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия тел. + 7 913 341 28 33,
     e-mail: opei-ool@yandex.ru
  • Федорова Лена Валерьевна, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия, тел. +7 914 3005983,
    e-mail: tengrikonferens@mail.ru
  • Мандан-Хорлуу Марианна Маадыр-ооловна, г. Кызыл Республика Тыва, Россия,
    тел. +79233821865, e-mail: mandan-horlu@yandex.ru

Оргкомитет

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА СТАТЬИ:

УДК 378.1

Кожевников Н.Н., Данилова В.С.,
nnkozhev@mail.ru

Тенгрианство и Великая степь: история, мировоззрения, культура

Аннотация. Великая степь рассмотрена в качестве хартленда («сердцевины», одного из центров) Евразии. Это был «плавильный котел», где взаимодействовали многие десятки этносов, большинство из которых исчезли безвозвратно, другие сохранились в качестве реликтов, найдя убежище в горах или сплавившись по сибирским рекам далеко на север. Именно они сохранили великую культуру народов Великой степи, которая как считают многие историки когда-то была очень высокой и самобытной, тем более если сравнивать её с культурой кочевников XVIII-XIX вв. Помимо культуры у народов Великой степи были сложные политические и социальные институты. Для наглядности эти социальные и культурные структуры рассмотрены на примере героического эпоса Олонхо, где многие временные и этнографические «пласты» связаны с фундаментальными характеристиками мировоззрений народов Великой степи. Самым главным культурным достижением этих народов явилось посредничество между Китаем, Ираном, Индией, Византией и Россией и многими другими этносами, населявшими пространство Евразии.

Ключевые слова: этнос, реликт, культура, кочевники, традиции, коммуникации,

Kozhevnikov N.N., Danilova V.S.,
nnkozhev@mail.ru

Tengrianism and the Great Steppe: history, Worldviews, culture

Annotation. The Great Steppe is considered as a heartland (“core”, one of the centers) of Eurasia. It was a “melting pot” where many dozens of ethnic groups interacted, most of which disappeared forever, others were preserved as relics, finding refuge in the mountains or rafting along the Siberian rivers far to the north. It was they who preserved the great culture of the peoples of the Great Steppe, which, according to many historians, was once very high and original, especially when compared with the culture of the nomads of the 18th-19th centuries.
In addition to culture, the peoples of the Great Steppe had complex political and social institutions. For clarity, these social and cultural structures are considered on the example of the heroic epic Olonkho, where many temporal and ethnographic “layers” are associated with the fundamental characteristics of the worldviews of the peoples of the Great Steppe. The most important cultural achievement of these peoples was the mediation between China, Iran, India, Byzantium, Russia and many other ethnic groups that inhabited the space of Eurasia.

Key words: ethnos, relic, culture, nomads, traditions, communications.

Тенгрианство в контексте истории Великой степи. Тенгрианство неразрывно связано с Великой степью Евразии, и чтобы судить о нем необходимо рассмотреть культуру, мировоззрение и коммуникации этого региона. При этом о самом тенгрианстве можно судить только косвенно по культуре реликтовых этносов и по общим контурам социальной и политической жизни народов Великой степи.

Наиболее полное в современных условиях представление о Великой степи дают работы Л.Н. Гумилева [1, 2], согласно которым Великая степь простирается от Уссури до Дуная. С севера она граничит с сибирской тайгой, с юга – с горными хребтами. «Эта географическая зона делится на две половины, непохожие друг на друга. Восточная половина называется Внутренняя Азия: в ней расположены Монголия, Джунгария и Восточный Туркестан. От Сибири его отделяют хребты Саянский, Хамар-Дабан и Яблоновый, от Тибета – Куньлунь и Наньшань, от Китая – Великая стена, точно проведенная между сухой степью и субтропиками Северного Китая, от западной половины – Горный Алтай, Тарбагатай, Саур и Западный Тяньшань…Западная часть Великой степи…включает не только нынешний Казахстан, но и степи Причерноморья и даже, в отдельные периоды истории, – венгерскую пушту» [1, С.70]. Однако две этих половины радикально отличались друг от друга климатом. Влажные западные ветры с Атлантики орошают западную часть степи, здесь бывает глубокий снег, скоту трудно добывать пищу, здесь скот летом на горных пастбищах, распространены поселения, вокруг которых заготавливают сено. В Восточной половине копытные обеспечены кормом на целый год, люди процветали. «Именно в восточной степи создавались могучие державы хуннов, тюрок, уйгуров и монголов» [1, С.71]. Здесь несколько раз возникала пассионарность и фазы подъема. Первый раз это произошло с хуннами в III в. до н.э. (фаза подъема началась в 209 г. до н.э.) и продолжалась вплоть до середины II в., когда хунский этнос раскололся на четыре ветви. Три их государства на востоке погибли соответственно в 431, 460 и в 488 гг., гунны на западе – в 463 г. «Казалось бы – это конец эпохи, но… хунны сумели передать эстафету культуры другому народу, покрывшему себя славой. Инерционный период кочевой культуры все-таки, несмотря ни на что, состоялся. И в этом вторая заслуга хуннов перед мировой историей» [1, С.92]. Хунны передали эстафету тюркам, которые «ничего не знали о своих предках, так же как монголы Чингисхана ничего не знали о тюрках» [2, С.338].  В великой степи сменилось много различных народов, подавляющее большинство из которых исчезли. Здесь не было крепостей, в которых можно было бы выдержать длительную осаду как в Китае или в Европе, поэтому нашествие сопровождалось как правило истреблением противника или захвата его в рабство. Спрятаться можно было, уйдя в горы или сплавившись по рекам летом или перемещаясь по льду зимой для чего использовались Обь, Иртыш, Енисей, Лена, другие реки. Именно там сохранились реликтовые остатки этих этносов, сильно трансформированные условиями среды и взаимодействиями с другими автохтонными народами.

Литература

  1. Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия – М.: ТОО «Мишель и К», 1993. – 336 с.
  2. Гумилев Л. Н. Древние тюрки – М.: Товарищество «Клышников, Комаров и К», 1993. – 527 с.
  3. Руденко С. И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. – М.-Л., 1962. – 206 с.
  4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли – М.: АСТ, 2004. — 556 с.
  5. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1976. – 193 с.

Форма заявки

ЗАЯВКА

на участие в работе X Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность»:

Ф. И. О. Имя, Отчество, Фамилия (полностью)
Форма участия (очная/заочная, онлайн)  
Место работы: кафедра, факультет, название вуза или учреждения 
Звание, должность, ученая степень
Полное название статьи
Город, страна
Телефон мобильный
E-mail