В 2007г. (10.04.07) профессору Абаеву Н.В. пришло такое письмо из Китая, как выяснилось, от китайского чингизида, потомка Сартака, СяоЮнцюаня: «Я был инженером, сейчас вышел на пенсию. В 1946г. я родился в уезде Чжунму провинции Хэнань КНР, где живут свыше 5000 человек по фамилия «Сяо». Говорят что наши предки были монгольскими царями династии Юань. После того, как династия Юань была свергнута, они бежали и пришли в это место, живут и увеличиваются в числе до сих пор. Есть убедительное доказательство, что мы должны быть потомками Чингис-Хаана, Джучи и Бату. У нас есть надмогильный памятник некого Сяо, жившем при императоре Цяньлун в династии Цин (1736 – 1795гг.) на котором имеется надпись об этом: наши предки жили в вассальном государстве династии Юань, феод находился в уезде Хундун провинции Шаньси и составлял большой род. После гибели династии Юань фамилия Хан была переменена на «Сяо». В 1236 году монгольский хан Угедей-Каан пожаловал Пинъянлу (в том числе уезд Хундун) хану Бату. Кроме того, говорят, что при династии Юань наш предок служил командующим генералом, который охранял столицу, он был направлен императором пограничные районы подавить мятеж. После победы он отказался вернуться в столицу. По историческим записям известно, что после того как Чингиз-хан совершил поход на запад, много раз отзывал своего самого старшего сына Джучи. А Джучи никак не хотел вернуться. Это взбесило Чингиза-хана. Чингиз-хан отправил войска в поход. Запись об этом соответствует нашим преданиям. Прочитав соответствующую литературу об этом я считаю, что мы должны быть потомками самого старшего сына хана Бату – Сартака.
Вы специалист по истории. Я хочу с Вами посоветоваться по следующим вопросом: Сообщите пожалуйста, где (в каких районах сейчас живут потомки Джучи? Где в еще в Средней Азии и России можно найти потомков Джучи?
Ответ от Профессора Абаева
«Что касается непосредственно Сартака (Кит. Салида), то известно, что в 1251 году он подружился, а потом побратался с Александром Невским, когда тот приехал в Золотую Орду, в ставку Батыя, заключить союз против общих врагов на Западе, на Юге (мусульмане) и на Востоке (Батый в это время готовился к борьбе с другими Чингизидами за престол Великого Хана, чтобы поставить во главе Монгольской Империи своего друга Мункэ). Вообще Сартак прославился тем, что боролся против исламизации западной части Империи, выступал за союз с христианами против мусульман, сам был близок к христианам несторианского толка – кереитам и уйгурам, и был связан с аристократической элитой этих племен тесными кровно-родственными узами, Как и его дед Джучи. Его мать тоже была от рода из Танну-Урянхая.
Как в Китай, уезд Чжэнчжоу, могли попасть потомки Сартака? После убийства самого Сартака (предположительно, в 1256г.?) многие его сторонники и наследники бежали в пределы империи Юань к своим сородичам и соплеменникам. Это могло произойти и при его жизни, когда Батый посылал в Монголию своего брата Берке вместе со старшим сыном Сартаком с тремя туменами отборного войска (30 тыс.) на помощь Мункэ, которого и посадили на императорский трон в 1249г. в присутствии всех царевичей на специальном курултае. Однако, потом началась новая смута и междуусобная борьба, т.к. большинство потомков Угедея и Чагатая не признало решение Батыя о выборе Верховным Ханом Мункэ (согласно Джувайни, лишь в июле 1251г. Берке удалось собрать всеобщий курултай, на котором состоялось торжественное провозглашение ханом царевича Мункэ, который правил с 1251 по 1259 г.г.). Есть достоверные сведения китайских источников, что Мункэ был убит шальной китайской стрелой во время осады крепости Дяоюйчэн в провинции Сычуань в 1259г. Люди Сартака (в том числе и его прямые потомки) могли остаться в Северно-Западном Китае или во время этой смуты, или после гибели Мункэ в Сычуани. Но все эти сведения нужно уточнять по китайским арабо-мусульманским, тибетским, уйгурским и персидским источникам.)»
С уважением, искренне Ваш профессор Н. Абаев
Позднее от китайского чингизида Сяо Юнцюаня пришло еще одно письмо: «По приказу своего отца Бато-Хана Сартак отправился в Монголию получить аудиенцию у Мэнгу-Хана. В 1255 году хан Бато умер от болезни. Мэнгу-Хаан приказал Сартаку скорее вернуться в город Сарай на берегу Волги, чтобы унаследовать престол хана Золотой Орды. Но Сартак с семьей остался на Востоке. Вскоре он умер, и его семья была поселена в феоде Бато-Хана – Пинъянлу (т.е. на юге провинции Шаньси), который был пожалован Бато монгольским Угэдэй-Хааном (Огэдэй). В приложении к истории династии Юань Хао Цзин вполне определенно написал, что сыновья хана Батыя имели много княжеских дворцов в Пиньянлу. Они пережили целую эпоху династии Юань. После краха династии Юань в статусе беженцев их фамилия /видимо, «Хан» – Н.А./ была переменена на Сяо, и им пришлось в Китае. Стало быть, мы, носящие фамилию Сяо, должны быть одной из ветвей этого рода».