Аннотация. В 1995г. в Юго-Восточной части Турции в Гёбеклитепе были обнаружены храмы, датируемые между 9 600 – 7800 годами до н.э. Символы и археологические находки, обнаруженные в этих храмах, были сравнены с материалами тюркской культуры и найдены важные единства и сходства. В результате этих сходств можно прийти к выводу и утверждать, что найденные храмы в Гёбеклитепе могут принадлежать и к ранней культуре тюрков.
Summary. Symbols on artifacts and archaeological findings that have been unearthed from the remains of Göbeklitepe temples, discovered in 1995 at Southeastern region of Turkey (dated to BC 9600-7800) were compared with the tamgas and archaeological findings of Turkish culture and determined some substantial equalities and similarities between them. As a result of these equalities and similarities, it was discoursed on the possibility of existence of Turkish culture elements in Göbeklitepe temples.
Ключевые слова: Гёбеклитепе, неолитическая, Анатолия, Тюрк, Тамга, Танры (Тенгри).
Keywords: Göbeklitepe, Neolithic, Anatolia, Turk, Tamga, Tanry (Tengri).
Введение. Археологические находки, которые за последние 50 лет были сделаны в Анатолии, показали, что на этой земле имело место гораздо более древняя цивилизация, чем мы можем себе представить. Открытие неолитических поселений в Ашыклы Хойук, Чатал Хойук, Чайону, Кёртик Тепе и др. доказали очень богатую историческую основу Анатолии. А одно открытие, сделанное в 1995 году, вообще перевернуло все фундаментальные знания об истории человечества, которыми обладали до сих пор. Этим открытием в провинции Шанлыурфа Турции в корне пошатнулись наши суждения и мысли о наших отцах. Оказалось, что они не были настолько примитивны, как пытались нам представить. И местностью, которая стала хозяйкой открытия, сменившей эпоху, является Гёбеклитепе.
Гёбеклитепе представляет собой область из 20-ти или более храмов, расположенных в одном месте. В Гёбеклитепе, датируемом 10-ым тыс. до н. э., был обнаружен не один, а несколько десятков храмов. Таким образом, это место можно смело назвать храмовым комплексом. С момента этой величайшей находки современности уже 6 храмов раскопаны. Эти храмы в основном имеют круглую или близкую к круглой (эллиптическую) форму в плане. Поверхности колонн храмов не гладкие а теснены символами и изображениями различных животных. Центральные колонны стилизованы под фигуры людей. При этом кисти рук, сами руки на поверхности колонн выделяются четко. В зоне раскопок также были найдены такие артефакты, как скульптуры с человеческой головой, статуэтки животных, тотемные колонны, различные произведения на подобие балбалов.
Все эти находки говорят о том, что в этот период тут жили отнюдь не примитивные человеческие общности. В неолитических сооружениях, найденных не только в Гёбеклитепе, но и в находящихся недалеко от него Невали Чори, Карахан Тепе, Гюрджу Тепе, Хеллан Чеми были выявлены материалы, которые показали, что проживающие в этой зоне люди были не примитивными. Человеческие общности, создавшие храмы Гёбеклитепе, должны были иметь очень развитые культовые представления и должны были обладать также очень развитой религиозной системой. В противном случае, они не смогли бы построить столь великолепные и величайшие храмы. После появления новых территорий проживания, которые раскрылись за последним Ледниковым Периодом, с большой вероятностью из разных мест в Месопотамию, точнее в область под названием Плодородный Полумесяц, были совершены некоторые передвижения. Несомненно, возможное наличие других человеческих сообществ вокруг Гёбеклитепе, и до этих передвижений принимается. Возможно, таким образом, вновь прибывшие передвиженцы и уже обжившие эту местность сообщества как-то приучались жить вместе.
Итак, существовала ли уже около 10 тыс. лет до н.э. в Гёбеклитепе и вокруг него общность людей с высокоразвитыми культурой и культом? К тому же, ещё не было никаких зачатков Египетской, Шумерской, Хеттской и других цивилизаций. Семена греческой цивилизации тем более не были еще посеяны. Тогда нам остается не такой уж большой выбор. Значит, корни культуры Гёбеклитепе с большой вероятностью стоить искать в Центральной Азии.
Тюрки в Анатолии. Согласно исследованиям профессора, д-ра Афиф Эрзена, профессора д-ра Кылыч Октена, Муваффак Ойаныка, Октая Белли, а также в результате совместной работы с некоторыми зарубежными исследователями, было выявлено, что история Восточной Анатолии начинается с 13-го тыс. до н.э. кочевниками из Центральной Азии [1]. Профессор, д-р Фирудин Агасыоглы в своей Урмийской теории утверждает, что прототюрки жили в Анатолии в 10-ом тысячелетии до н.э. [2]. Агасыоглы верит, что первой родиной тюрков является не только Центральная Азия, но и Анатолия. Проф., д-р Вели Севин, который нашел балбалы Хаккари, тоже придерживается этого мнения [3].
Профессор, д-р Юсиф Бехлулоглы Юсифов на основании клинописных источников из Месопотамии, содержащих тюркские словосочетания и географические названия, доказывает, что прародиной прототюрков является и Анатолия, где они жили ещё в 8-6 тыс. до н.э. [4]. Осман Недим Туна прокомментировал, что он нашел следы прототюрков, относящиеся к не менее 3500 года до н. э. в восточном регионе Турции [5].
Профессором д-ром Экремом Мемишем же была предложена гипотеза о возможном проживании прототюрков в Анатолии ещё в 8000 году до нашей эры [6]. Согласно взглядам многих ученых, предки тюрков прибыли в Анатолию не с 1071 года, как пытаются представить, а раньше, намного раньше. Так, по мнению некоторых ученых, существует вероятность того, что прародиной тюрков является и Анатолия. Согласно антропологу Тимучину Биндеру, количество откочевавших из Азии в Анатолию составляет 10-15% от общего числа населения. По Биндеру, у тюрков, живущих в Анатолии, есть большие, необъяснимые и не изученные пробелы в истории [7]. И находки генетических научных исследований также подтверждают это [8]. Согласно всем этим объяснениям, стоит принимать большую вероятность присутствия около 10-го тыс. до н.э. в Восточной Анатолии прототюркской культуры. И это значит, что в районе находки храмов Гёбеклитепе и в период строительства этих храмов возможно проживание на этой территории прототюрков. Но, конечно же, нельзя исходя только из выводов ученых говорить о том, что ранние храмы в Гёбеклитепе принадлежат прототюркам. Для этого требуются неоспоримые факты. И у нас в руках уже имеются достаточно серьезные предположения о том, кем же были те, кто создавал и в период создания храмов Гёбеклитепе, имел столь развитую культуру и культовые мировоззрения. Взяв за основу неоспоримые доказательства присутствия в Гёбеклитепе прототюрков: символы, тамги и археологические находки, можно продолжить разносторонние исследования.
Символы и Тамги
Табличка с Тамгой. Одна табличка, которая была обнаружена в Гёбеклитепе (рис. 1), представляет нам убедительное доказательство по этому вопросу.
Рис. 1. Табличка с тамгой (На ней видны некоторые тюркские тамги) |
На табличке явно видны тамги АТ, УЧ и ОЗ. К тому же, эти три тамги на табличке были отражены рядом друг с другом. Неужели эти три тамги, расположенные рядом друг с другом, образовывали слово? Несомненно, это было бы слишком смелой гипотезой. Но, даже если бы мы не видели тут какое-либо письмо, присутствие на данной табличке относящихся тюркам тамг, и которые имеют элементы письма, налицо. АТ – означает выход души из тела. УЧ – означает лидер, хан, флаг. ОЗ – означает достижение Танры (Тенгри) [9]. По нашему предположению, эти тамги являются одними из ранних тюркских космогонических ключей. Эта находка, которую мы можем назвать «табличка с тамгой», может быть расценена как одно из доказательств присутствия следов прототюрков в Гёбеклитепе. Эти же тамги видны в 15-10 тыс. до н. э. в Саймалыташе и Тамгалысае. Некоторые из этих тамг позже станут тамгами некоторых тюркских племен в более поздние времена. Подобные тамги до сих пор встречаются во многих районах Анатолии.
Символ Солнце-Луна. На одном из центральных обелисков храма в Гёбеклитепе, на обелиске № 18 видны фигуры Солнца и Луны (рис 2). Профессор Д-р Клаус Шмидт считает, что эти фигуры символизируют Солнце и Луну [10].
Рис 2. Символы Солнца и Луны, которые имеются на обелиске №18 Гёбеклитепе (слева) и Тамга Солнце-Луна (Кун-Ай, справа) | Рис. 3. Тамга Дома на табличке из Гёбеклитепе |
Этой гипотезы придерживается и профессор д-р Б.Г. Сидхарт. Согласно Сидхарту, это изображение символизирует солнечное затмение [11]. Луна, изображенная на середине Солнца изображена в виде серпа. Если бы не это углубление, мы могли бы посчитать это совпадением, но в таком вогнутом виде фигуры Солнца и Луны встречаются и у тюрков. Это даже является одной из самых важных тамг – тамги Солнца-Луны в тюркской космологии. По Эмель Эсину эта тамга постоянно используется тюрками. Тамга Солнце-Луна является прототипом Луны и Звезды на флаге Республики Турции [12]. В соответствии с этой точкой зрения, на флаге Турецкой Республики отражены не Луна-Звезда, а Луна и Солнце. То есть истоки эскиза современного турецкого флага своебразно “отразились” в знаках обелиска храма Гёбеклитепе 12 тыс. летней давности.
Тамга «Дом». На одной из разбитых табличек, найденных в Гёбеклитепе виден знак, схожая с тюркской тамгой (рис.3). У тюрков это символ дома. Эта тамга использовалась по всей географии, где проживали тюрки. Кроме того, эта тамга является также руническим знаком, используемым на орхонских надписях. В этой табличке также видна тамга US, представляющая слои неба (круги друг в друге). Знак, идентичный тамге «Дом», найденный среди других находок в Гёбеклитепе, может быть ещё одним доказательством присутствия прототюрков.
Символы Гёбеклитепе в тюркских коврах. Аналогичные выгравированным на поверхности колонны в Гёбеклитепе символы «H» и «I» по сегодняшний день используются в рисунках тюркских ковров и ковровых изделиях. Этот символ в тюркских коврах и паласах означает «брак, плодородие». Эти символы в колоннах храмов Гёбеклитепе могут символизировать Небо-Землю и мужское-женское единство. Эти мотивы как бы доказывают преемственность тюркской культуры на протяжении более чем двенадцати тысяч лет (Рис. 4).
Рис.4. Символ ‘H’ из Гёбеклитепе до сих пор продолжает жить в рисунках тюркских ковров по сей день. |
Археологические находки Хакасии и тотемы Гёбеклитепе. Тотемные знаки и символы, выставленные в музее Хакасии, и найденные артефакты в Гёбеклитепе, аналогичны. Кроме того, похищенная в Гёбеклитепе голова статуи и произведение искусства, принадлежащее тюркам и представляющее собой кулачок, тоже очень похожи (рис. 5, 6). Эти находки доказывают древнейшие связи между культурами Хакасии и Гёбеклитепе. Территория современной Хакасии – это одно из мест, где наиболее интенсивно представлена раннетюркская культура.
Рис. 5. Шанлыурф. Тотемная колонна из Гёбеклитепе (слева) и Тотемные колонны. Абакан, Хакасия. (справа) | Рис. 6. Скульптура «Мать Умай» | |
Рис. 7. Голова скульптуры из Гёбеклитепе и голова хакасской скульптуры |
Бокал клятвы в тотеме Гёбеклитепе. Найденный в Гёбеклитепе и в выставленном в настоящее время в музее Шанлыурфе тотеме привлекает внимание изображение ребёнка при рождении, образ младенца (рис. 5, слева). Тотем с внутриутробным младенцем, держащим в руках сосуд – бокал или чашу, представляет потрясающий вид. Как будто это напоминает сценарий из писания о рождении священного ребенка от священной матери, от богини. Возможно, в этот образ древние пытались вложить понятие перерождения, жизненного цикла, круговорота, бесконечности.
На другом рисунке мы видим статую сакральной в тюркской мифологии богини – Мать Умай (рис. 6). Мать Умай в тюркской мифологии является символом плодородия и рождения. Эта богиня определяет тех детей, которые должны родиться. Она владелица древа жизни. Мать Умай изобреажена с ребенком, расположенным в области живота. Чаша находящаяся в руках – это «бокал клятвы (толу)». Бокал клятвы у тюрков представляет бесконечность, вечную жизнь.
В таком случае вопросы – находящаяся в руках ребенка из тотема Гёбеклитепе чаша – это бокал клятвы?; сам тотем является ли ранней версией Рождающей Богини или Матери Умай? -приобретают особую значимость. Можем ли мы поставить этот тотем в один ряд с многочисленными, возможно, раннетюркскими символами, найденными в Гёбеклитепе ?
Гёбеклитепе и тюркские оленьи обелиски. На рис. 8, слева, на одной из колонн Гёбеклитепе видим изображения фигур животных.
Рис. 8. Колонна из Гёбеклитепе (слева) и тюркский обелиск с изображениями фигур животных, Монголия (справа) |
Животные на этой колонне изображены друг над другом или внахлест. А справа мы видим тюркский обелиск (олений обелиск, Монголия). И в этом обелиске фигуры животных изображены в том же порядке. Стиль в обеих колоннах очень похож. К тому же на обеих колоннах имеются мотив кабана и заметно сходство, как стиль этих мотивов. Разве это не показывает, что создатели данных колонн должны были иметь общую веру? Или мы должны игнорировать возможность взаимного влияния людей, использующих одинаковый комплекс символов?
Прототипы тюркских Балбалов в Гёбеклитепе. В Гёбеклитепе находятся произведения, которых можно считать прототипами камней, которых назвали балбал и которые широко представлены в работах по тюркской культуре. Сходство настолько явное, что эти балбалы Гёбеклитепе можно считать важным доказательством проживания в этом месте прототюрков (рис. 9).
Рис. 9. Скульптуры, схожие по мотивам с тюркскими балбалами |
Шмидт и Петерс обращают внимание на схожесть Гёбеклитепе с тюркской балбальной культурой. Проводящие раскопки в этих храмах известный археолог Клаус Шмидт и его коллега Жорис Питерс, настаивают на сходстве культуры Гёбеклитепе с культурой азиатских балбалов, имеющих шаманские корни. В опубликованной в 2004 году статье (Animals in the symbolic world of Pre-Pottery Neolithic Göbekli Tepe, south-eastern Turkey: a preliminary assessment) они подчеркнули, что эти колонны для людей этих областей, которые собравшись вместе, устанавливали связь с духами, являлись своеобразными посредниками в проведении религиозных ритуалов и это подтверждала их связь с балбальной культурой Азии [13]. Как известно, балбальная культура это особая культура, которая принадлежит только тюркам. Особо большое значение имеет то, что данное заявление сделано Клаусом Шмидтом, который вел раскопки в храмах Гёбеклитепе.
Елена Окладникова и связь Алтай – Гёбеклитепе. Мировой авторитет в работе с наскальными рисунками, российский ученый Елена Окладникова, на одном из симпозиумов сделала заявление о том, что изображения животных в одной из областей наскальных рисунков алтайских тюрков в Калбакташе схожи с рисунками животных в Гёбеклитепе. Это говорит о сходстве между двумя культурами и может доказывать наличие культурного моста между ними [14].
Гёбеклитепе и азербайджанские колонны. Расположенные в храме в Гёбеклитепе центральные колонны стилизованы под фигуры человека, в них четко выделяются руки. Схожая колонна встречается в Гобустане, который находится в Азербайджане (рис. 10). Возраст данного обелиска, являющегося тюркским произведением искусства, датируется Агасиоглы 3500 годами до н. э. [2]. Когда смотрим на положение рук, то видим точь-в-точь копию стиля стойки колонн в Гёбеклитепе. Как будто оба этих произведения вышли из рук одного и того же мастера. Способ обработки обелиска из Гёбеклитепе аналогичен с Тюркским.
Рис. 10. Обелиск из Гёбеклитепе (слева) и колонна из Гобустана в Азербайджане (справа). |
Заключение.
Символы, выявленные в храмах, и археологические находки в Гёбеклитепе были сопоставлены с находками, бесспорно принадлежащими тюркской культуре, где наблюдалось абсолютное сходство. Принадлежащие тюркской культуре тамги Дома, Лощади, Полета, Солнца-Луны наблюдаются и на табличках, найденных в Гёбеклитепе. Кроме того, в Гёбеклитепенских храмах обнаружены полные копии тюркских балбалов и обелисков. Опираясь на это, можно сказать, что в храмах Гёбеклитепе встречаются материалы, относящиеся к ранней прототюркской культуре. И это имеет большое значение с точки зрения подтверждения сильного влияния ранней тюркской культуры в храмах Гёбеклитепе.
Озгур Б. Э.
Турция, Анкара
ozguretli@gmail.com
Литература
- Эрзэн А. Восточная Анатолия и Урартийцы. – Анкара: Tarih Kurumu Yayınları, 1992. – 116 с.
- Агасыоглу Ф. Дашбаба. – Баку: Hərbi Nəşriyyat, 2013. – 139с.
- Севин В. История Стеллеров Хаккари // Сборник материалов XIV Конгресса Тюркской Истории. Том I. – Анкара, 2002.- С.43-52
- Юсифов, Ю.Б. Следы древних тюрков в клинописных источниках // Сборник XI Конгресса Тюркской Истории. Том II. – Анкара, 1990. – С.95-112
- Туна О.Н. Вопрос исторической связи шумерского и тюркского языков, а также возраста Тюркского языка. – Анкара: Türk Dil Kurumu Yayınları, 1990. – С.57
- Мемиш Е. Тюрки в древности. – Конья: Çizgi Kitabevi Yayınları, 2009. – 249 с.
- Кылыч Э. Переселение из Средней Азии – это легенда // Газета «Сабах» от 10 декабря 2007.
- Чаталолук О. Генетическая история тюрка. – Истанбул: Togan Yayıncılık, 2012. – 488 с.
- Тарджан H. Корни культуры мировых цивилизаций: протюркская цивилизация. – Стамбул: 2008 – 328 с.
- Шмидт К. Гёбекли Тепе: Строители самого древнего храма. – Стамбул: Arkeoloji ve Sanat Yayınları, 2007. – 318 с.
- Этли О. B. Гёбекли-Тепа и прототурки: небесный храм шаманов. – Анкара: Gece Kitaplığı Yayıncılık, 2016. – 233 с.
- Эсин Э. Введение в тюркскую космологию. – Стамбул: Kabalcı Yayınları, 2001. – 198 с.
- Schmidt K. & Peters J. Animals in the symbolic world of Pre-Pottery Neolithic Göbekli Tepe, south-eastern Turkey: a preliminary assessment // Anthropozoologica № 39(1), 2004. – С.179-218
- Okladnikova E.A. Fantastic Predator of Kalbak – Tash (High Altai Mountains): Göbekli Tepe Parallels // Procedia – Social And Behaviour Sciences, № 120, 2014. – С.133-141
* Перевод с турецкого, Балаев И.Н.