Skip to content
 

Основы вероучения и практики тенгризма

(Положение для регистрации религиозных организаций тенгрианского толка)

 

Тенгрианство – открытая мировоззренческая система духовных ценностей тюрко-монгольской традиции, основанная на вере в Тенгри – тенгризме.

Основные религиозные концепты тенгрианства возникли в 8-6 т. л. до н. э., в среде скотоводов-кочевников Центральной Азии, общих предков тюрков и монголов.

Письменные источники – древнетюркские рунические надписи V—III вв. до н. э., обнаруженные в Казахстане (иссыкское письмо) и Киргизии (Талас, Балыкчи и др.), памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, кыпчаков, огузов, печенегов, карлуков и др.

Тенгризм. Основы веры в Тенгри – тенгризма, отражены в типических местах многих эпических памятников, передаваемых из уст в уста, и широко отражены в исследованиях историков, этнографов, фольклористов, лингвистов и др. В эпическом и мифологическом наследии кочевых народов – выходцев из Центральной Азии, описано сотворение мира и людей, рассказана история установления родоначальниками божественного порядка на земле для дальнейшего проживания и процветания потомков, разъяснены духовно-нравственные принципы пути достижения божественного, Тенгри-Творца. Вследствие древности сложения ядра эпического наследия, имена изначальных рапсодов не сохранились, но поскольку законы стихосложения и языка кочевников имеют свои каноны, они переданы в оригинале, что подтверждается сравнительным исследованием типических мест. Эпос передается устным способом от поколения поколению и автором является сам народ.

На основе тенгрианского концепта сакральности власти оформились основы идеологии института государства. Идеологией веры в единого Тенгри – тенгризмом, были объединены разрозненные роды и племена – предки современных тюркских и монгольских народов. Таким образом, сформировались кочевые военно-политические союзы древних хуннов, тюрков, уйгуров, кыргызов, монголов и т.д. Тенгрианство на Западе было распространено и в империи Атиллы, Хазарском каганате, Дешт-и-Кыпчаке.

Религиозная идея веры в Тенгри (тенгризма) – человек, люди в целом, сотворены Тенгри Творцом для счастья, заключенного в созидании, самореализации, и упорядочения хаоса на земле. Творец создатель мироздания и людей Тенгри – Благотворящий Небесный Свет, вдыхает при рождении в человека дух-искру кут, чтобы сотворенный и одухотворенный им человек, как его полномочный представитель, установил на земле божественный порядок, созидал путем самореализации и в конце праведной земной жизни его кут воспарился в свою небесную обитель для воссоединения с небесным своим отцом – Тенгри. При этом миссия сакральной ответственности за порядок накладывается Тенгри на избранных – родоначальников, вождей родов, племен, народов.

 1Основные понятия и категории тенгризма

Тенгрианство представляет из себя сложную мировоззренческую религиозно-философскую систему концептуально на основе монотеистической религиозной идеи – веры в единого Тенгри (тенгризма), где:

– Тенгри выступает как высшее единое божественное начало начал, Творец всего и вся;
– комплекс божеств тенгризма есть выражение многообразия и многофункциональности проявлений единого Тенгри-Творца;
– свет есть эманация Тенгри-Творца.

В тенгризме цикличность жизненного пути имеет вид спиральности, и в таком случае возвращение к исходному есть, но уже на новом, более высоком, включившем предыдущие циклы, уровне.

Идея цикличности жизненного пути выражена его генеральным концептом, который присутствует во всех мировоззренческих системах Востока – Жол (Путь) [1], предстающего как спирально эволюционирующая цикличность бытия. Ак жол, Жолың болсын – мировоззренческие доминанты духовной культуры любого тюркского народа. Отсюда и олицетворение Пути в тенгризме казахов в лице божеств Ала ат жол Тәңри, Кара ат жол Тәңри. Л. А. Афанасьев-Тэрис также выделяет в мировоззрении якутов концепты-категории Айыы и Айыы аартыгаПуть, Дорога Айыы. Девятиярусная вселенная представляется как спирально восходящая дорога, где на каждом ярусе восседают помощники Творца вселенной Айыы, подателя всех благ. По этой дороге нисходит на Срединный мир его благость и по ней же посылаются моления, благопожелания алгыс. В тенгрианской традиции якутов – Мир Айыы, Дорога Айыы есть образец упорядоченности, когда как средний мир есть хаос. В этом контексте категория Айыы есть некая созидательная сила, направленная по Пути Айыы (Айыы Суола) Тенгри-Творца на средний мир (на хаос). Люди представляли себя неотъемлемой частью Творца, подчиненной его законам, представленным Дорогой, Путем Айыы[2].

В хакасском тенгризме этот концепт передается понятием Алтын Ар ЧолЗолотой Вышний Путь[3]. Синонимом ар чол/вышний путь явяется чурт ас – жизнь человека, преодоление жилья/бытия.

К категории Ак Жол/ Айыы Суол /Ар Чол относятся и понятия мирового древа Байтерек (казах. богатый, священный тополь), Аал Луук (Дууп) мас (як. священное лук (дуб) дерево), Аар Хатын (як. священная береза), Пай хазын (хак. священная береза) и т. д..

 

Читать полностью
“Основы вероучения и практики тенгризма”

 

______________________________________________________________________

[1] Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение/ Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук – Министерство образования и науки Республики Казахстан. – Алматы: КНПУ имени Абая, 2004. – С. 25

[2]Афанасьев-Тэрис Л.А.. Доктрина Кулаковского. – Якутск: ЯГУ, 2005.- С. 19

[3] Котожеков-Чапрай А. И. “Алтын Арчол” – понятие высшего пути в тенгрианстве// Проблемы изучения Тенгри в аспекте мировоззренческой культуры/ Материалы IV научно-практической конференции “Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность. Улан-Батор, Монголия, 9-10 октября 2013”. – Улан-Батор: Жиком пресс. ХХК, 2013. С. 179-188

 

 

 

 

Посмотрите еще другие публикации:

4 комментария

  1. Рашит:

    Хотеллось юы добавить следующее. По утверждению автора основы тенгрианства сложились еще задолго до нашей эры. Скорее всего, действительно, тенгрианство возникло очень давно. Правда трудно сказать было ли это за 6-8 тысячелетий до н.э. В то же время автор ссылается на письменные источники лишь 7-8 веков уже нашей эры. И тут возникает вопрос о языке и письменности. Без письменности никакая религия сохраняться не может. Во всяком случае так долго.До конца понять суть тенгрианства без основного источника, такого как Библия или Коран, невозможно. А такой источник ведь был. К сожалению, в свое время я не запомнил как называлась эта книга. Но в ней говорилось что о прототюрков была своя Книга, которая называлась “Комеш беллур”, ну или что то в этом роде. Поэтому мы должны объединить усилия в этом направлении и искать эту книгу. По моим представлениям эта Книга была аналогична Корану. Не точным подобием, конечно. Но в ней были некие общие сходные положения.

    • Лена Федорова:

      Рашит, спасибо за комментарий и дополнение. Но здесь автор не один, это коллектив авторов. Вам надо написать статью со ссылками, приведением данных источников, как положено. Можете подготовиться и принять участие в следующей конференции.

      • Рашит:

        Понял, Лена. Это очень интересная мысль ( по поводу статьи). Надо, конечно,попробовать.

  2. Рашит:

    По сути, тенгрианство – это единобожие. Но со временем оно стало превращаться в язычество. Статья в целом очень емкая и содержательная. Спасибо автору.