Культурология тенгрианского искусства

УДК 008 (075.8)
ББК 71.Оя73
К 59
Учебное пособие рекомендовано к изданию решением ученого совета ПГПИ.

Рецензенты:
К.Ш. Нурланова – доктор философских наук, профессор
А.И. Мухамбетова – доктор искусствоведения, профессор

Ответственный редактор:
Н
.Аршабеков – доктор философских наук, ректор Павлодарского государственного педагогического института.

Кокумбаева Б.Д.
К 59 Культурология тенгрианского искусства: Учебное пособие. – Павлодар: Научно-издательский центр ПГПИ, 2012. – 156 с.
ISBN 978-601-267-143-8

Учебное пособие по спецкурсу представляет собой взгляд автора на тенгрианское искусство как целостность в контексте истории культуры Казахстана. Адресуется студентам и магистрантам, специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами тенгрианства и тенгриановедения (тенгрианство и тенгриведение).

ISBN 978-601-267-143-8
© Кокумбаева Б., 2012.
© Павлодарский государственный педагогический институт, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Путь культурологии как научной и особенно учебной дисциплины оказался сложным и извилистым. Отпочковавшись от философии, она становится во второй половине ХIХ века самостоятельной междисциплинарной сферой. Во второй половине ХХ века в учебные планы вузов бывшего Союза вводится новый курс «Теория культуры», «История и теория мировой культуры» (вариант «История и теория мировой и отечественной культуры»). На короткое время он сменяется курсом «История культуры республики». Не просуществовав и пяти лет, он был заменен на культурологию, то есть на теорию и историю мировой и отечественной культуры.
В последнее время позиции культурологии вновь пошатнулись. В вузах он перешел в разряд дисциплин по выбору, во многих учебных заведениях его нет вообще, что объясняется экономическими реалиями. Между тем развитие культурно-исторического процесса совершается своим чередом (здесь не место обсуждать, как, в каком русле идет процесс его развития. Иначе не может и быть, общество и культура неразделимы друг от друга, одно предполагает другое. И это закономерно, поскольку в вопросе о человеческом бытие (индивиде, обществе, нации, государстве) ведущим критерием оказывается, прежде всего духовно-культурное измерение.
Отсюда следует вывод о том, что если есть культура, то должна быть и наука, осмысляющая ее, оценивающая ее перспективы и прогнозы. Наука, выявляющая ее место в общечеловеческом и региональном ракурсах, ее значение для настоящего и будущего. Подобное тем более актуально, что, начав с мировой культурной истории, наука еще и не занималась, по сути, ее региональными страницами. История и теория локальных культурно-исторических типов явно отстают от запросов практического бытия и, как следствие, не способствуют гармонизации отношений в современном обществе. А потребность в осознании многообразия как источника подлинной культуры высока. Человек в своем индивидуальном, социальном бытии интересен миру, прежде всего, своей неповторимостью, неординарностью, что должно стать предметом культурологии и культурантропологии.
Цель данного курса – культурологическое освещение тенгрианского искусства. Это связано с тем, что, обладая безграничными выразительными возможностями, культура и искусство способны ярче всего высветить основные духовные константы, составляющие сущность человека. А потому, выполняя духовно-интегрирующую роль в обществе, эти области бережней всего хранят ментальные и архетипические установки национального сознания.
Древнетюркское «Тен» («Тэнг») означает «равный», равенство Творца и Его Творения. Оно имеет смысл духовного Неба и есть в этом качестве пространство высшего бытия и истинной жизни человека. Поскольку если Всевышний создал человека, то человек – со-творец Всевышнего – создал идею духовности. И воплощал, и воплощает в тенгрианской культуре различными средствами мир Вечного Духа. При подобном понимании Мир и Человек предстают как мир сакрального, что способствовало развитию и сохранению экологического сознания, востребованного современным человечеством.
Тенгрианство освещается здесь в самой сути, как живое развивающееся явление в многообразных проявлениях и взаимосвязях. Тем самым показывается, что, несмотря на проблемы и противоречия жизненного бытия, в мировом культурно-историческом процессе последовательно осуществляется неуклонная духовная эволюция.
Структура учебного пособия обусловлена сказанным и содержит 5 глав. В первой представлена авторская концепция культурологии как научной и учебной дисциплины. При разработке данного курса мы опирались на определение «культурология искусства», предложенное Ю. Боревым. Последняя интерпретируется автором как наука, предмет которой составляет изучение культурного смысла художественной деятельности. Во второй предпринят опыт культурно-исторической реконструкции тенгрианской культуры и искусства. В третьей дается общая характеристика ключевых констант тенгрианской культурантропологии. Четвертая посвящена изучению тенгрианского искусства на казахском материале. В пятой и заключении делается попытка культурологического и культурфилософского осмысления места и значения тенгрианства в настоящем и будущем человечества.

Читать учебное пособие
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕНГРИАНСКОГО ИСКУССТВА    (.pdf – 1.64мб)