Небесные Семь ханов – человеческие отцы или дети?

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)

Довольно сложно определенно ответить на вопрос – почему сегодня становится актуальным тот или иной миф – космогонический ли, астральный ли, этиологический ли. Мне неоднократно доводилось слышать как от монголов, так и от алтайцев, что монголы / алтайцы произошли от созвездия Большой Медведицы. В свете модных ныне мистификаций мифологии народов мира и мифологизации «древнего знания» я долго отмахивалась от таких случайных высказываний. Достаточно того, думала я, что на мифологии и народных знаниях коренных народов паразитируют многие сотни графоманов и «кандидаты околовсяческих наук». Пусть бы уж сами потомки этих народов не усложняли и без того запутанную ситуацию с исследованием базовых феноменов этнической культуры. Но затем вдруг мне захотелось чуток покопаться в этом.

Итак, я предлагаю Вашему вниманию один такой сюжет. Речь пойдет о созвездии Большой Медведицы = Долоон эбуген = Долоон Бурхан у монголов, Дьетикан = Жетыген у тюрков. И у тюрков, и у монголов в основе названия созвездия лежат числительное «семь» и существительное, указывающее на статус: возрастной «эбуген», социальный «каан»=«хан» или сакральный – «Бурхан».

Созвездие Большой Медведицы – одно их наиболее ярких незаходящих созвездий на небосклоне. Как говорят алтайцы, «Jети каан деп jылдыс jети айланза тан адар» – «Когда созвездие Семи ханов сделает семь оборотов, наступит рассвет». «Хвост» этого созвездия – стрелка «часов» звездного неба.

В песнях они поют: «Видел ли кто-нибудь, чтобы созвездие Семи ханов спускалось на Землю? Видел ли кто-нибудь, чтобы лошадь с жиром в семь пядей приходилось носить на руках?». Хорошо откормленную лошадь поздней весной не приходится поднимать руками – это известно каждому номаду. Но вот в первой строке песни – что за смысл кроется в этих словах?!

Среди алтайцев сегодня существует две версии мифа об этом созвездии.

  1. Дьеты каан – «Семь ханов» – некогда были людьми, жили на лунно-солнечном Алтае. После исполнения своих классических героических подвигов они ушли жить на небо.
  2. Дьеты каан – предки или творцы людей.

Как пишет известный российский исследователь С. Ю. Неклюдов, «в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к Тенгри. В шаманских гимнах Долон эбуген – податель счастливой судьбы» (МНМ, статья «Долоон эбуген»: http://www.mifinarodov.com/d/dolon-ebugen.html).

Говоря о мифах алтайцев, другой известный российский исследователь, Л. П. Потапов, пишет: «Обычно считалось, что солнце и луну создал Ульгень, а звёзды земного происхождения. Так, Большая Медведица (Четтиган, Дьетиган) — это семь братьев (ханов), переселившихся на небо с земли и ставших божеством» (http://www.mifinarodov.com/t/tyurkoyazyichnyih-narodov-mifologiya-2.html).

И у алтайцев, и у монголов во многих вариантах мифов о созвездии Б.Медведицы упоминаются созвездие Ориона или Плеяд и охотник Хухэдэй-мерген, или Когутей-мерген у алтайцев, охотившийся с собаками на трех маралух.

В процессе сравнения эпического варианта астрального мифа о появлении созвездия Семи ханов, изложенного в алтайском эпосе « Маадай Кара » с мифами-рассказами, записанными многими путешественниками, миссионерами и исследователями у алтайцев в 19-20 вв., складывается следующая картина.

Когутей-мерген – сын богатыря Маадай Кара. Находясь в пути в поисках суженой ему невесты, Когутей-мерген встречает шесть равных ему по стати и облику богатырей, ездящих на конях одинаковой масти с его лошадью. Каждый из встреченных им богатырей отличается какой-либо  нечеловеческой силой. У каждого из встреченных шести богатырей единственная цель – поехать вместе с Когутей-мергеном на свадьбу. Вместе им удается исполнить три испытания, предложенных отцом невесты. Затем каждый из шести богатырей уезжает в свой Алтай. После того, как Когутей-мерген избавил свой народ от подземного владыки Эрлик-хана, все семеро богатырей и жена Когутей-мергена переселились на небо. Там они стали созвездием Семи ханов. А жена Когутей-мергена стала звездой Золотой кол (Алтын казык или Полярная звезда) (Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М. Изд-во «Наука», 1973:393).

В устных рассказах самого Когутея-мергена отличает нечеловеческая сила – он неутомимый и не знающий промаха охотник. Для спасения животных лунно-солнечного Алтая от его стрел, боги вознесли Когутея-мергена на небо. Там же оказались объекты его охоты – три маралухи, его охотничьи собаки и окровавленные стрелы (Ямаева Е.Е. Астральная мифология и традиционный календарь алтайцев. Горно-Алтайск. 2004. 56 стр.; Алтайские мифы и легенды. Устное творчество алтайского народа. Изд-во Ак Чечек. 1994: 59-60).

В других вариантах мифов Семь ханов – это либо семь сирот, либо семь ленивых сыновей хана, либо семь братьев-охотников (там же).

Кем бы ни представали эти люди, ставшие созвездием Семь ханов, объединяет их всех одна характеристика – чрезмерность, они сверх меры сильны или сверх меры метки, сверх меры ленивы или сверх меры упрямы.

Так, к примеру, в одном мифе повествуется о семи друзьях. Имена их – их характеристики: Большой Рот, Длинная Рука, Колдун, Слышащий, Бегун, Силач, Большой Глаз. Ни одно животное не могло от них спастись, вскоре земля почти опустела. Вызвал их к себе Караты хан. Слышащий услышал, что им готовят погибель в виде раскаленного железного дома. Поэтому Большой Рот набрал в рот воду целого озера. Караты хан приготовил им угощение – отравленное мясо. Колдун своим волшебством заменил это угощение. Отравленное мясо другим, а сами друзья поели хорошего мяса. Затем их повели отдыхать в железный дом, заперев снаружи. Дом обложили дровами и подожгли. Вскоре, когда друзья уже начали задыхаться от жара раскаленного железа, Большой Рот выплюнул воду из озера и остудил жилище. Слышащий услышал, что люди Караты хана, решив, что друзья умерли, далеко ушли от этого железного дома. Тогда Силач разломал дом, и друзья освободились. Бегун поймал семь росомах для утоления голода друзей. Вновь вернулись к прежней жизни друзья. Вновь опустел Алтай. Решили тогда друзья, что слишком много греха сотворили, уничтожая все живое и прыгнули с большой скалы, чтобы умереть. Но не упали на землю, а взлетели на небо и стали созвездием Семи ханов (Алтайские мифы и легенды. Устное творчество алтайского народа. Изд-во Ак Чечек. 1994: 59).

Имена шести богатырей, чьи стан и лицо были как одно с обликом богатыря Когутей-мергена в эпосе «Маадай-Кара», немного отличны от вышеприведенного мифа. Процитирую сам эпос:

«Семь одинаковых этих богатырей
Друг другу имена решили дать.
Землю слушавшему богатырю
Дали имя Слушающий Землю,
Горы переставлявшему богатырю
Дали имя Поднимающий Горы,
Озера выпивавший богатырь
Выпивающим Озера стал,
Камни собиравший богатырь
Собирающий Камни имя получил,
С горы на гору прыгавший богатырь
Получил имя Прыгун,
Богатырь, отстреливавший гусям хвосты,
Стреляющим Гусей стал.
Седьмой из них – Когюдей-Мерген –

При собственном имени остался» (Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М. Гл.ред.вост.лит-ры изд-ва «Наука», 1973:393).

Эти имена-прозвища богатырей, обладающих сверхчеловеческими способностями, сохранившиеся в эпосе и в мифе, приводят к мысли о том, что богатыри – не совсем люди или совсем не люди. Они имеют человеческий облик и вознеслись на небо с земли.

Рассмотрим другой вариант – мифы, в которых созвездие Семь ханов спустилось с неба на землю.

В сообщении алтайца Санаша, опубликованном Г.Н. Потаниным в «Очерках Северо-Западной Монголии» сказано: «Джитыган прежде жил на небе; Мечин (Плеяды) был курт-чулмус (червь-черт), жил на земле и много поедал людей и скота. Джитыган не вытерпел и спустился на землю, чтобы уничтожить его… <>…Джитыгану удалось из семи шулмусов Мечина унести на небо только одного…» (Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып.4. Материалы этнографические, с 26-тью табл. СПб. ,1883: 194).

В записи, произведенной уже в 1985 г. от Курдяповой С., говорится: «Каждая звезда в созвездии Б. Медведица имеет свое название. Самая большая – Ульген, самая маленькая – Дьезим-Бий. Еще две звезды – Каршит и Дьажылган. Названия остальных забыты» (Алтайские мифы и легенды. Устное творчество алтайского народа. Изд-во Ак Чечек. 1994: 60).

Остальные имена можно найти в работах различных авторов, посвященных шаманизму у алтайцев. Ульген – это божество, высшее существо, творец солнца и луны, всего небесного свода, небожитель, имеет сыновей и дочерей, антропоморфен, создал человека (см. ссылку №1 и 2 на стр.119 в: Дыренкова Н.П. Птица в космогонических представлениях турецких племен Сибири. // Культура и письменность Востока. Кн.4. Баку: Издание ВЦК НТА, 1929: 119-126). Имена его семи сыновей: Каршыт, Пуура-Каан, Дьажыл-Каан, Бурча-Каан, Кара-Куш, Бакты-Каан и Эр-Кааным. «Сыновья Ульгеня живут на небе. Как и сам Ульгень, они причисляются к добрым существам, но они не равны своему отцу…» (Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. /Сборник Музея Антропологии и Этнографии при РАН. Том IV, 2. Л. 1924: 12). Далее А.В. Анохин пишет: «Каждый сёок (род) имеет своим покровителем того или другого сына» (там же).

Следовательно, мы имеем две разные мифологические традиции – эпическую и шаманскую. В первой традиции созвездие Семи ханов были богатырями, жившими очень и очень давно, когда нынешних людей еще не было, которые вознеслись на небо. Никто из людей современной (во всех смыслах – физантропологическом и культурном)  эпохи и не мог видеть, как и когда Семь ханов спускались с неба на землю.

В шаманской традиции – а это сакральное и закрытое знание – созвездие Семи ханов было и остается божеством-небожителем. И сыновьями бога-творца Ульгеня. Детьми этого бога являются также и люди.

Небесные Семь ханов – это и человеческие отцы, и человеческие дети – дети того человечества, что было раньше нас. Нужно просто выбрать ракурс, как смотреть….

Светлана Тулинова

 

Использованные источники и литература:

  1. Алтайские мифы и легенды. Устное творчество алтайского народа. Изд-во Ак Чечек. 1994. 415 стр.
  2. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. // Сборник Музея Антропологии и Этнографии при РАН. Том IV, 2. Л. 1924. 146 стр.
  3. Дыренкова Н.П. Птица в космогонических представлениях турецких племен Сибири. // Культура и письменность Востока. Кн.4. Баку: Издание ВЦК НТА, 1929. Стр. 119-126.
  4. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. М. Изд-во «Наука», 1973. 474 стр.
  5. Неклюдов С.Ю. Долоон эбуген // Мифы народов мира. http://www.mifinarodov.com/d/dolon-ebugen.html
  6. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып.4. Материалы этнографические, с 26-тью табл. СПб., 1883. 1026 стр.+26 стр.илл.
  7. Потапов Л.П. Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира. http://www.mifinarodov.com/t/tyurkoyazyichnyih-narodov-mifologiya-2.html
  8. Ямаева Е.Е. Астральная мифология и традиционный календарь алтайцев. Горно-Алтайск. 2004. 56 стр.

7 комментариев

  1. В статье про Тенгрианство написано: “Основные концепты тенгрианства возникли в 8-6 т. л. до н. э., в среде скотоводов-кочевников Центральной Азии, общих предков тюрков и монголов.”
    В этом определении содержится два весьма спорных утверждения.
    1. Почему именно в 6-8 тысячелетии до нашей эры ?
    2. Кто и как доказал, что предки тюрок были в те времена именно скотоводами-кочевниками ? Причем именно в Центральной Азии.
    Мне кажется, что основные научные силы Фонда должны быть брошены на изучение реальной истории древних тюрок. Устные народные сказания (мифы) , вряд ли, могут служить опорой для настоящей науки. На мифах, как правило, очень часто спекулируют далекие от науки люди.
    К изучению истории должен быть применен комплексный подход. Т.е. события должны рассматриваться с точки зрения самых разных специалистов, причем хорошо владеющих своим предметом. Это должны быть не только историки. Ведь они, как правило, не знают лингвистики, психологии, права, богословия и т.д. Историк лишь суммирует определенную информацию, находит определенные интересные источники и сообщает о них окружающим.
    А вот для анализа собранной информации нужны очень обширные знания и большой опыт работы в различных сферах, т.е. нужно развитое концептуальное мышление. Такое мышление нельзя приобрести только читая историческую литературу.
    Из-за отсутствия концептуального подхода к изучению истории мы видим огромную массу весьма поверхностных статей, которые не несут никакой пользы, а лишь затуманивают воображение читателя. Гуманитарная наука в России переживает сейчас глобальный кризис. Это надо признать.
    Возвращаясь к истории тюрок хочу заметить, что тюрки-мусульмане постоянно стремились как то сохранять информацию о своей родословной. Благодаря письменности эта информация может считаться более достоверной. И более того, она лучше вписывается в исторические данные. Согласно указанным сведениям предки тюрок вышли из Месопотамии, но не 6-8 тысячелетий назад, а значительно позже. При этом они изначально не были только скотоводами. Они занимались и ремеслом, и торговлей, и наукой. Скотоводство стало массовым значительно позже.
    Думается, надо организовать при Фонде институт по изучению истории тюрок. Если правительства Якутии, Хакасии, Тувы и Алтая хотят, чтобы население знало свою историю лучше, то они должны озаботиться этим вопросом. Только таким образом можно создать науку, которая будет служить объединению тюркских народов Сибири и будет способствовать интеграции этих народов с остальным тюркским миром.

  2. Автор совершенно справедливо отмечает , что на мифологии “паразитируют многие сотни графоманов и «кандидаты околовсяческих наук» “. Более того, вся эта их затея не является чем то безвредным. Ведь эти “кандидаты околовсяческих наук” держатся лишь на том, что подыгрывают примитивным обывательским настроениям. Настоящая наука требует усердия, объективности и умения анализировать. А человек по своей природе склонен к лени. Поэтому они аппелируют лишь к низменным инстинктам. Чаще всего, как правило, это бытовой национализм либо маловразумительные проповеди о том, что надо бежать от цивилизации в глушь и т.п.
    Проблемы обычно начинаются с того, что тот или иной неопытный ученый пытается обязательно!!!! отыскать какой то смысл в том или ином мифе. А между тем его там может и не быть!!! И очень часто не бывает. Носители многих мифов исчезли уже давно. Я имею в виду не конкретных авторов мифа, а целые народы и племена. Причем эти племена порой даже жили на одной территории либо рядом, а мифы одних противоречили мифам других. Но не может же быть так, что по мнению одних они произошли от коровы, а по мнению других – от курицы. Просто и то и другое -полная чушь. И Именно поэтому исчезли все эти народы, что верилои во всякую чепуху.
    К чему это пишу? Вопрос с Тенгрианством, исследованием которого занимается настоящий фонд, очень сложный. Бесспорно, что Тенгри – это имя единого Бога для всех тюркских народов. Но мы не имеем в руках сегодня первоисточника. И тут наблюдается явная попытка свалить все в кучу. Под видом Тенгрианства начинают предлагать любые мифы малых народов. Но банальное сопоставление этих мифов приводит к выводу о том, что эти мифы противоречат друг другу. Например, миф о 7 небесных ханах и миф о предке всех людей -лебеде. По логике должно быть что то одно. Т.е. должен быть либо фонд “Лебедя” , либо ” 7 небесных ханов”.
    Между тем история наглядно говорит о том, тюрки тяготели к Единобожию. В отличие от многих других народов абсолютное большинство !!! (подчеркиваю это) совершенно добровольно принимали либо Православие (христианство) , либо Ислам. Есть ведь бесспристрастная статистика. Где то 97 процентов современных тюрок, ранее исповедовавших Тенгрианство – это мусульмане. Подсчитать тюрок-христиан практически невозможно, ибо они все сегодня ассимилировались. Таким образом, факты убедительно говорят о том, что настоящее Тенгрианство все же сильно отличалось от культов и мифов малых народов в сторону схожести с ведущими мировыми религиями. Иначе люди просто не принимали бы добровольно эти религии.
    Для того, чтобы в дальнейшем не было путаницы, на предстоящей 5 коноференции надо всерьез разобраться с современной мифоллогией. Иначе эти мифы будут использованы “кандидатами околовсяческих наук” для оболванивания населения. Не стоит также делать упор на то, что у малых народов есть какие то особые тайные знания. Нового тут ничего нет. Оккультизм процветал в Древнем Египте и Вавилоне. Греческие пифии – это те же колдуньи. Но этих цивилизаций сегодня уже не существует именно по причине колдовства. Колдовство было и на Руси. И если бы не христианство, то Руси сегодня не было бы. Банальный пример. В 80-е годы КГБ СССР провело эксперимент. Группу абсолютно здоровых добровольцев под влиянием гипноза за 2 недели!!! обучили английскому языку. Казалось бы польза несомненна. Но в течение года после этого вся группа вымерла либо стали инвалидами. Мощнейший экстрасенс Джуна сама сегодня представляет собббой жалкое зрелище ( в плане личного здоровья). Поэтому с тайными знаниями надо быть поосторожнее. Т.е. не стоит превращать фонд в оккультную секту.

  3. Продолжение.
    Здесь у читателя может возникнуть вопрос – а зачем же нужны эти потусторонние сущности (ангеды, бесы, джиныы и т.д.), если практика общения с потусторонними силами является в принципе запретной. Тут все дело в том, что Творец ежесекундно управляет и этим миром, и всеми другими мирами. В этом плане в Библии неправильно записано, что Творец на 7 день почил. На самом деле Он никогда не устает и не отдыхает. Это когда то ошибся кто то из писцов, видимо, устал. Дела каждого человека, например, постоянно записываются двумя ангелами, и все это постоянно передается Всевышнему. Ежесекундно от Творца идет руководящая информация всем тварям, как живым существам так и ко всем прочим объектам. Весь этот материальной мир находится в гармоничном и пригодном для нашего существования виде только благодаря неустанной работе Создателя. Нам неведомы механизмы управления всеми этими процессами, но совершенно ясно, что те силы, которые мы называем посусторонними, принимают какое то участие во всех этих делах. Т.е. это своего рода инструменты Творца.
    Почему же колдовство считается грехом (преступлением)? Ответ простой. Человек пытается вклиниться в те процессы, куда ему вход запрещен. Подчекрнем. Потенциально такая возможность имеется. Она , конечно, очень ограниченна, но тем не менее есть. Но дело в том, что существует небесная Книга Лэйхуль-Махфуз, где уже записано прошлое и будущее человечества. Все должно вершиться только по этой Книге. Поменять что-либо радикально человек никогда не сможет.Человек может и должен управлять своими поступками только в пределах, отведенных ему Творцом. Поэтому он и не должен лезть куда то, иначе он будет нарушать всеобщую гармонию. Как только человек начинает переходить за некую планку Творец его уничтожает. Более того, колдун получает заслуженное наказание и в будущем мире. Сказанное не означает, что набожный и непорочный человек, например, не может видеть ангелов или даже дьявола. Это своего рода дар уже от самого Творца. Просто набожный человек не будет пытаться использовать свои знания вопреки воле Творца.

  4. Некоторые мифы, например, изложенные Гомером, живут тысячелетиями. Но тут свою роль играет литературная обработка. Большинство же мифов ведут к оглуплению населения и превращению его в зомби. В США есть специальные институты, которые занимаются изучением вопросов, связанных с воздействием мифов на общественное сознание. Примеры о разрушительном воздействии мифа или мифов на сознание можно было привести из мировой практики. Взять хотя бы гибель все той же древнегреческой цивилизации. Но мы возьмем доморощенный случай.
    Барон Унгерн, начитавшийся изотерической литературы, как то заехал в Монголию. Монголы были подневольным народом, и там стояло целое войско китайского императора. Китайцы, как и монголы, верили во всяких небесных драконов. Барон решил, что он сын дракона. Он поехал один!!! к китацам и приказал !!! (видимо, от имени дракона) тем уйти из Монголии. И те в панике ушли, хотя их было десятки тысяч человек.Но на беду барона и на счастье монголам туда же завернули и большевики, которые искали и барона, и атамана Семенова. Я не знаю ржали ли большевики над байками Унгерна, и вообще рассказывал ли он им что то. Но большевики поступили просто и прагматично. Барона, конечно, жалко, но большевики расстреляли обоих и создали на территории современной Монголии целую страну. Так что современная Монголия это не результат “плодотворного” воздействия мифа на исторические процессы, а чисто подарок русских людей монголам. И надо четко представлять, что если бы и китайцы под эгидой большевистской России не стали строить коммунизм, то к сегодняшнему дню монголы, скорее всего, либо вымерли бы окончательно, либо смешались бы полностью с китайцами, т.е. исчезли бы как этнос навсегда.
    Автор совершенно правильно делит мифологическую традицию на эпическую и шаманскую. Эпос является безвредным. Читая, например, того же Гомера мы получаем эстетичское наслаждение. Но шаманская традиция использует мифы для разрушения человеческого сознания. Сказать, что шаманы обладают каким то серьезным знанием нельзя. Но существует невидимый нам мир иных существ (ангелов, бесов, джиннов). В отдельных случаях человек может совершенно непроизвольно вступать с ними в какой-либо контакт. Шаманы же целенаправленно заниматься поиском таких контактов с джиннами и бесами. И в отдельных случаях, в результате интенсивных тренировок они нарабатывают определенный опыт взаимодействия с невидимым нам миром. Но этот опыт не несет людям блага. Да, например, джинны могут быстро переносится в пространстве и во времени. В частности, джин может сообщить контактеру (не обязательно даже шаману) информацию о прошлом или о будущем. Но такие эксперименты чаще всего нарушают установленную Творцом гармонию в мире. Поэтому такая практика запрещена Богом.
    Следует отметить, что в некоторых местностях по неизвестным нам причинам (знает об этом только сам Творец) деятельность джиннов и бесов является особенно активной. Такими местностями являются, например, Ирак, Иран, Афганистан и т.д. Но у человека есть защита от сатаны (бесов) и джиннов. Сатана , анпример, убегает, когда слышит призыв (азан) на молитву. Две заключительные суры Корана были ниспосланы Господом специально для ограждения людей от джиннов и бесов, а также от людей, практикующих колдовство.

  5. Еще как один вариант о происхождении изложенного мифа можно рассмотреть соответствующие мифы древних греков. Александр Македонский был в походе на Восток очень долго. В Европе предполагают, что он доходил лишь до Индии. Но в тюрко-мусульманском мире считают, что Александр дошел до Тихого океана. По времени (10 лет в походах) это логично. А как мы знаем у греков было много богов в человеческом обличье, свободно разгуливающих по всему миру. Хотя, если покопаться, таких богов-людей (небожителей) было много в мифах и других народов. Для любознательных хотел бы порекомендовать книги Немировского А.И. “Мифы и легенды Древнего Востока” и Малика Ибрахима “Параллельный мир”. Во второй книге рассказывается о наличии невидимого нам мира.
    Интересен миф о ковре-самолете у русских. Творец подчинил пророку Сулейману (мир ему) джиннов и ветер. Благодаря ветру Сулейман мог потушестовавть по воздуху, т.е. он приказывал ветру и тот поднимал его, например, на ковре и начинал нести его в заданную сторону. В Коране говорится, что таким образом Сулейман мог преодолевать сорокодневный путь за один день. Но Сулейман попросил Бога, чтобы Он больше никому не давал таких способстей. Поэтому другие пророки таким способом передвижения уже не пользовались. В результате , реальное событие осталось в сознании русских людей как некий миф. Ну а после пророков (последним был Мухаммед -мир ему), откровенных чудес в массовом масштабе уже практически не было.

  6. Продолжение.
    Кстати, о новизне мифа говорит и то, что в нем совершенно нет места Тенгри -Единому Богу-Творцу. А ведь у тюрок еще в 7 веке было достаточно устойчивое представление о нем. О нем помнили, например, булгарские племена. И те, которые ушли на Дунай и стали современными болгарами, и те, которые ушли на Волгу и приняли Ислам.
    В эпоху вульгарного материализма и воинствующего атеизма население было приучено мыслить лишь соответствующими категориями. Теперь думающие люди понимают, что мир устроен гораздо сложнее, чем об этом рассказывали коммунисты. Верующие-монотеисты и раньше знали об ангелах , сатане, джиннах, рае и аде, т.е. они имели более полную картину. Остальная масса населения в девяностые годы искала истину буквально во всем и во всем видела смысл. Но я полагаю, что мифы о 7 небесных ханах, о предке людей- лебеде, а равно и другие похожие мифы не получат широкого распространения. Думается, что они останутся лишь в некоторых сектах, как идеологический инструмент в руках шаманов. Почему? Дело в том, что подобных (схожих) мифов в мире было тысячи. Причем многих носителей этих мифов уже давно нет и в помине. В результате анализа всех этих мифов неизбежно приходишь к выводу о том, что они не являются каким-либо целостным учением. На основе этих мифов нельзя создать развитое современное общество. Ибо эти мифы не отвечают на вопрос где добро, а где – зло. Миф о 7 небесных ханах можно прочитать раз в своей жизни и забыть. Второй раз его будет читать разве что специалист по мифологии. А, например, к Библии или Корану человек обращается в поисках ответов на повседневные вопросы постоянно. В этих Книгах мы находим ответы на вопросы и невидимом нам мире. Т.е. миров много. Это не означает даже, что они нематериальны. Они просто иные, и могут существовать рядом с нами. Просто у нас нет знани я о многом, и наши способности очень ограничены.

  7. Я полагаю, что изложенный миф, является относительно новым. Чем это подтверждается?
    1. В мифе нет определенной системы. Тема проста. Есть семь звед на небе. И есть “гениальная” догадка о том, что туда ушли предки монголов. Для сравнения. Когда Коротес пришел к индейцам, то у них тоже были свои мифы, связанные с космосом. Но мифы были более системные. Более того, у них были обширные астрономические знания. У монголов же или алтайцев в дополнение к мифам никаких астрономических познаний не имеется. А следует отметить, что сибирские племена в свое время перекочевали в Северную Америку. Т.е. какая то информация о космосе “перекочевала” туда. И к моменту прихода Коортеса (конец 15 века) эта информация еще сохранилась в более полном виде. Но надо заметить, что майя и ацтеки имели мощное государство и вели оседлый образ жизни. Алтацы и монголы уже ко времени Чингисхана никакой наукой не занимались и государства как такового не имели. Поэтому миф о семи небесных ханах мог зарождаться уже в то время.
    2. В предыдущей статье говорилось о предке хакасов -лебеде. Он никак не связан с данным мифом. Но хакасы жили рядом с алтайцами и монголами. Языковое родство неминуемо должно было как способствовать тому, что в основах мифов была какая то общность. Но этого нет.И миф о лебеде так же прост и не имеет в своей основе какой-либо системы, как и миф о семи ханах.
    3. Я уже не раз писал о том, что тюрки во времена Чингисхана и даже еще раньше очень легко и добровольно принимали ту или иную монотеистическую религию. Дело в том, что человек объективно нуждается в неких цельных знаниях, которую дают ему определенную систему ценностных ориентиров. А с этой точки зрения оба мифа, о которых идет речь, никаких познаний человеку для руководства в повседневной жизни не дают. Раз возникнув такие мифы постоянно модернизируются в зависимости от настроения их носителей.
    Я думаю, что миф о семи небесных ханах возник под влиянием суровых морозов. В Оймяконе , например, зимой так холодно, что влага от дыхания тут же замерзает. И человек в тихую ночь слышит шуршание льдинок от своего дыхания. Человеку кажется, что это “разговаривают” звезды. Вот где основа мифа о том, что люди ушли на звезды. Т.е. якуты рассказывали всем, что звезды “разговаривают”. От них эта идея пошла дальше на юг, к монголам. Либо же астрономические знания, которые тюрки получали в свое время из Вавилона, были со временем упрощены настолько, что стали просто легендой о 7 ханах.

Комментарии запрещены