Сотрудничество ЦДК «Суряница» и исполнителей якутской традиционной музыки Хатылаевых

В настоящей работе исследуется взаимодействие тюрко-славянской культуры в современных условиях глобализации на основе сотрудничества творческих коллективов, реконструирующих древние музыкальные и духовные традиции, – центра древнеславянской культуры «Суряница» (г. Москва) и заслуженных артистов Республики Саха (Якутия) Германа и Клавдии. Хатылаевых.
История коллектива центра древнеславянской культуры «Суряница» уходит своими корнями в далекий 1984 год, когда будущие активисты коллектива вели активную творческую жизнь в составе агитбригад Московского лесотехнического института (МЛТИ). Именно тогда пришла идея воссоздания в яркой форме театрального искусства прекрасных идей нравственности и духовности, заложенных в истоках славянской культуры.
Руководителем и наставником является опытный психолог и наставник молодежи О.А. Торопова.
За период существования поставлены крупные программные спектакли: «Купальская вода», «Ладодение», «Океан Первый», «Радужные скрижали», «Лада», «Купала», «Колосвет», «Восьмиречье», «Веснянка» и др. Коллектив учредил 2 фермерских хозяйства в Можайской области, на базе которых создал интерактивную этнодеревню, воссоздающую на основе традиционного круглогодичного календаря традиционный уклад хозяйства и духовную культуру древних славян. В этнодеревне проводятся традиционные календарные древнеславянские праздники, куда приезжают желающие познать и окунуться свою древнюю историю и культуру.
С 2004г. по 2011г. театр «Суряница» является структурным подразделением Дома культуры «На Петровских линиях», в г. Москва. За это время спектр деятельности расширился и театр «Суряница» становится Центром древнеславянской культуры, объединяющим несколько крупных направлений. Деятельность центра «Суряница» отмечена более чем 120 грамотами, дипломами и благодарственными письмами Правительства РФ, Правительства Москвы, Государственной Думы РФ, министерств и многих других государств и общественных организаций.
ЦДСК «Суряница» проводит большую гастрольную деятельность в городах, различных регионах, наукоградах России и странах СНГ. Центр «Суряница» принимает активное участие в создании наукоградов, инноградов, гелиоградов, проводит культурологические, фольклорно-этнографические экспедиции по России и за рубежом.
Центр постоянно расширяет межрегиональные и международные творческие связи. Так, например, в 2006 г. автор данной статьи познакомила коллектив театра «Суряница» с заслуженными артистами Республики Саха (Якутия) Германом и Клавдией Хатылаевых. И летом того года якутские музыканты с коллективом театра «Суряница» дали несколько замечательных совместных концертов в этнодеревне, ДК «На Петровских Линиях» и музее К.Васильева в Москве. Это были удивительные концерты.
Без особой репетиции музыканты сходу выступали с импровизациями. Было чудесное созвучие древнетюркской и древнеславянской музыки, инструментов и голосов. В сопровождении звуков аутентичных инструментов, природы – ветра, воды, журавлиного клекота, кукования кукушки, ржания лошадей, воспроизводимых якутскими артистами, древнеславянские руны звучали с особой одухотворенной силой.
Вкратце о якутских этномузыкантах Германа и Клавдии Хатылаевых. Артисты начали свою музыкальную деятельность в 1987 году. Будучи студентами, они выступали в ансамбле «Эрэл». Сегодня они признанные мастера якутской фольклорной музыки. Хатылаевы участвовали во многих престижных песенных конкурсах и фольклорных фестивалях. Являются лауреатами I премии Международного конкурса-фестиваля в г. Ланголлене (Великобритания), лауреатами II премии Международного фольклорного фестиваля «Гармония» в г. Лимбурге (Германия). В 1998 году в США продюсером Тедом Левиным был издан компакт-диск «Среди духов: звук, музыка и природа в Саха и Туве» с включением треков Хатылаевых. В 2003 году Хатылаевы и руководимая им детская группа «Тэтим» победили на Международном фестивале фольклорной музыки, который прошел в г. Ланголлене (Англия). На этом фестивале они получили два первых места в номинации «Инструментальные композиции» и «Вокал».
В 2006 году Хатылаевы создали детскую этнофольклорную группу «Дьёhегей» («Крылатый конь»). Коллектив состоит из детей школьного возраста, которых музыканты обучают игре на народных инструментах: хомусе, табыке, дунгуре, кюпсюре и т.д. Артисты с детской группой активно гастролируют по республике, России и за рубежом. Выступают на престижных музыкальных фестивалях, пропагандируя якутскую этномузыку и национальные инструменты. Выпущен первый диск – «Песни кумыса». К пятилетию со дня рождения группы вышел второй сборник «Серебряное стремя».
В этом году в Улан-Удэ на III-м Международном фестивале этнической музыки «Голос кочевников» под девизом «Пространство свободной музыки для свободных людей», где приняли участие группы из России, Монголии и Китая, воспитанники Клавдии и Германа Хатылаевых завоевали Гран-при конкурса.
В основе творчества Хатылаевых лежит духовная тенгрианская музыкальная традиция древних тюрков и монголов. Изначально используемые ими инструменты применялись как культовые. Это шаманские инструменты – бубен, варган, кырыымпа. Традиционные голосовые, гортанные, носовые, грудные звуковые приемы использовались в обращении к верховному божеству, призывании духов, исполнении благопожеланий.
И то, что совместное фольклорное творчество якутских и русских артистов, исполняющих в древних традициях духовную музыку своих предков нашло созвучие и гармонию, удивительно. Но только на первый взгляд.
На наш взгляд, всплеск такого созвучия есть рецидив единого истока культурно-цивилизационного происхождения этих традиций. Единые в своих истоках пратюркская и праславянская традиции восходят к древнеарийской, времени пребывания соответствующих ветвей пратюрков и праславян долгое время в одном географическом ареале – районе стыковок современных территорий Индии, Пакистана, Таджикистана, Афганистана и Тибета, и очень сильным их взаимовлиянием. Многое в фольклорном, мифологическом, этнографическом, генетическом и других материалах указывает на это. Это очень емкая и отдельная тема более другого направления, чем тема настоящего симпозиума и требующая изложения в большем объеме, чем настоящая статья.

Л.В. Федорова, заместитель директора ГУ «Театр Олонхо» Республики Саха (Якутия),
директор Международного фонда исследования Тенгри

Источник:   http://www.suryanica.ru/rsSaha.html