Татарская музыка

«Если хотите знать, как страна управляется и
какова ее нравственность прислушайтесь к ее музыке».
( 551г. до н.э. Конфуций)

       В искусстве одно из сильнейших средств формирования личности — это музыка. Музыка — язык звуков, которая отличается особой эмоциональной глубиной. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Музыка точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями.

Безграничный мир жизни, человеческих чувств, мечтаний и идеалов — есть содержание музыки. Велика возможность музыки в воспроизведении психических и эмоциональных состояний человека.

С древних времен люди стремились постичь тайны воздействия музыки на общественную мораль и нравственность, понять законы соразмерности и красоты и выявить закономерности сочетания различных элементов музыки: высоты тонов, их длительности, ритма, метрики и т.д. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной и необходимой формой выражения. Она являлась духовной жизнью народа. Практически все события жизни человека — рождение, детские игры, свадьбы, календарные обряды и т.д. — сопровождались пением и плясками. Народная музыка создавалась не для прослушивания, а жила в действии. Именно поэтому она не была отделена от танца, движения, жестов, возгласов и т.п. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, напевов оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

У народов каждого континента есть своя неповторимая музыка. Это музыкальный код. Связана она со словом, с манерой его произношения, поэтому язык и его характерные черты оказывают на музыку самое непосредственное влияние. Кроме того, она связана с географическими и климатическими особенностями, в которых живет человек, его мировоззрением, менталитетом, темпераментом, обычаями и т.п. Музыка, песни, танцы каждой местности отличаются по мелодичности, тембру, манере исполнения, имеют свои поэтические и диалектные особенности. Манера исполнения северян очень сдержанна, даже сурова. Для южан, напротив, характерно тяготение к плясовым ритмам, ярко эмоциональная манера исполнения. Каждый континент имеет свои резко отличительные музыкальные черты. Современные музыкальные искусствоведы называют их: музыка африканская, европейская, азиатская, восточная и т.д.

Африканская музыка отличается от музыки других континентов неповторимым, своеобразным активным ритмом. Пение сопровождается многослойным ритмическим аккомпанементом — хлопаньем в ладоши, игрой ансамбля барабанов или других инструментов. Ритмическая пульсация поддерживается и за счет уникальной в своем роде ударной манеры выражения, при которой практически каждый звук получает индивидуальную динамическую окраску. Используются в основном шести — и семиступенные лады. Для постоянного поддержания ритма ведущее значение имеют ударные инструменты. Особое место в них принадлежит многочисленной группе барабанов. Среди них бытующие только в Африке “говорящие” барабаны, которые используются как средство передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитацией традиционной тоновой речи.

На территории Великой степи звучит музыка, отличительная от европейской и африканской. Для европейцев с мелодией типичной семизвуковой системы, азиатская музыка для слуха необычна. Мелодия азиатской музыки строится на пятизвуковой системе, которую называют пентатоникой или пятизвучием (от греческого слова “пента— “ пять ” — и “тонос” — звук). На пентатонной системе основана музыка тюркских, монгольских, угро-финских, японских, китайских народов.

Клавиатура фортепьяно, аккордеона состоит из белых клавишей, воспроизводящих музыку европейских народов (семизвуковая система) и черных клавишей, воспроизводящих азиатскую музыку (пентатонику). С помощью таких музыкальных инструментов некоторые композиторы стремились создать новую современную музыку, удовлетворяющую потребности азиатских и европейских народов.

По традиционному тюркскому мировоззрению, музыка считалась некой космической силой, отдельные тоны отождествлялись с пятью стихиями (вода, земля, огонь, воздух, метал), другие — с цветами, голосами животных и птиц. Считали, что музыка имеет сверхъестественную силу; она может исцелять больных. Поэтому для тюрков в древние и в средние века, музыка являлась важной составной частью обрядов, ритуалов и церемониалов. Инструменты церемониального оркестра подбирались не столько по принципу тембровой окраски, сколько по их магическим свойствам.

В тюркских государствах в древние и в средние веках музыка развивалась в двух направлениях: при содействии государства и народного творчества. В ставках ханов находились церемониальные оркестры, придворные поэты и музыканты. В войсках были военные оркестры. Основными национальными инструментами были: струнные — домбра, саз, бызанчи, игиль, кыяк. Деревянные духовые — курай, карнай, кубыз, комуз, сыбызгы, сурнай. Ударные — большие и малые барабаны, бунчук, даулпаз, дул, дабыл.

Маршевой музыке в тюркских государствах придавалось особое значение и без нее невозможно представить армию. Она звучала на военных парадах, при выносе боевого знамени, воинских церемониалах, в походах, перед началом битвы и т.п. Маршевая музыка сплачивала воинов, создавала бодрое, радостное настроение. В музыке был воплощен боевой дух тюркских воинов и всего народа. Тюркская маршевая музыка считалась лучшей в мире, т.к. отличалась выразительностью и эмоциональностью. В военном оркестре специфическую роль занимали такие музыкальные инструменты, как бунчук, малые и большие барабаны и карнай. От криков воинов, игры труб карная и боя больших барабанов, противник приходил в ужас до начала битвы. После битвы, во время отдыха, музыка услаждала тюркских победителей своей гармонией. За военными песнями, которые, вследствие шумной гармонии, казались предназначенными прославлять сражение и победу, следовали чувствительные песни любви. Прелестные красавицы, образуя хор танцовщиц, услаждали зрение зрителей. С потерей тюркскими народами своей национальной идеологии, тюркская маршевая музыка забылась и исчезла. Сохранилась она только в Турции. С начала XIX в. большие тюркские барабаны стали использоваться европейскими музыкантами в больших симфонических оркестрах (их называли турецкими барабанами).

Если тюркская маршевая музыка исчезла, то народная музыка продолжает жить. Тюркские народные песни разнообразны по тематике — семейно-бытовые, обрядовые, трудовые, лирические, эпические, исторические, социального протеста и другие. Распространено в народе исполнительство на различных инструментах, в их числе: струнно-щипковый — домбра, комуз, кыл кыяк, саз, хуф и т.п. Деревянные духовые — сыбызгы, сурнай, курай, комыз и т.д. ударные — даулпаз, бубен, барабан.

До сегодняшнего дня сохранилась у тюрков и монголов своеобразная манера пения, когда один певец исполняет мелодию сразу на два голоса. Это так называемое горловое пение с двузвучной мелодией, с низким гортанным и высоким свистящим звуком, напоминающим флейту.

На праздниках и торжествах народные поэты, музыканты (акыны, ашуги) устраивали песенно-поэтические состязания под сопровождение домбры, саза или комуза. Песни были декламационного склада, главным образом, эпические, героические, шуточные, сатирические и т.д.

Наиболее уважаемыми были йерчи (певцы-сказители), умеющие в стихотворной форме пересказывать дастаны-сказания о батырах. Важное значение имел сказовый, речевой элемент. Исполнения древнейших эпосов продолжались по 2-4 часа. Люди с восторгом и эмоциями слушали дастаны. Они переживали за ошибки батыра и радовались его победам. Удивляло то, как сказители из поколения в поколение сохраняли в своей памяти такие большие дастаны, в неизменной форме в течение тысячелетий. Тюркские воины-батыры во всех мифах и дастанах героически сражаются с врагами и побеждают во славу своего народа. После завоевания всех тюркских народов таких дастанов больше не писали. Завоеватели уничтожили батыров, взамен развивали культ артистов, певцов и плясунов. Зная, что нация, потерявшая воинский дух не имеет будущего, ее обрекают на постепенное вымирание.

Жизнь по соседству с другими народами и тесные контакты с ними в течение многих тысячелетий сказалась и на тюркской музыке. Так, на музыку среднеазиатских тюрков накладываются частицы музыки фарсов. На музыку кавказских тюрков (балкарцев, карачайцев, кумыков, ногайцев) накладывается кавказская музыка и т. д. Тюркские народы хорошо освоили и некоторые музыкальные инструменты этих народов.

После завоевания татар в музыке стали преобладать лирические тоскливые мелодии. Татары называют эту мелодию  – мон. В конце XVIII века татары из деревень стали выезжать на заработки в города и в другие регионы. Многие из них возвращались домой на побывку в деревню. Этих людей называли зимогорами (недалекий обыватель, живущий общими прописными истинами). Некоторые из них, показывая свою современность, с папиросой в зубах, ходили по улицам деревни и распевали на гармошке песни. Так постепенно татарам привился музыкальный инструмент гармошка. И на сегодняшний день ее считают татарским национальным инструментом.

В первые десятилетия Советской власти тюркская народная музыка испытала сильные гонения. Многие сказители дастанов были физически уничтожены под разными предлогами. Народную музыку стали подстраивать под революционную. А когда эта волна закончилась, началась европеизация ее. В музыкальных школах, училищах и институтах, программное обучение построено по жанрам европейской музыки: симфония, инструментальные концерты, опера, балет и т. д. Такое принудительно-добровольное обучение европейской музыке  сказалось на развитии тюркской национальной музыки. С внедрением европейской музыки, внедрялись и музыкальные инструменты. Такие как фортепьяно, пианино, аккордеон и т.д. Исполнительство национальной музыки на национальных инструментах стало большой редкостью. Такое положение сохранилось и после распада советского Союза.

После распада Советского государства и вхождения в рыночные отношения на тюркскую музыку обрушилась глобальная атака. С одной стороны хлынули с Запада всякие рок поп-музыки, с другой стороны под болтовню о рыночных отношениях и требованиях так называемой современности (заман), пишется музыка, не имеющая ничего общего с тюркской; только слова песен на тюркском языке или переводятся эстрадные песни других народов на тюркские языки. Но тюркские правители, музыканты, интеллигенция и народ в своем большинстве реагируют на это спокойно, не задумываясь о губительных последствиях происходящего. Они не только не препятствуют, но наоборот, поощряют все эти новшества, не задумываясь. А ведь через поколение люди забудут свою истинную национальную музыку, и это будет еще одним страшным ударом, разрушающим дух нации.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Москве и в столицах союзных республиках бывшего Советского Союза шли собрания, митинги, демонстрации за демократические преобразования страны. В Казани часть интеллигенции и  простых людей, так же как и по всей стране, под руководством Татарского общественного центра проводили собрания, митинги и шествия. Эти шествия проходили без сопровождения музыки и патриотических песен.  В одних из осенних сентябрьских дней 1992 года, я встретился с татарским композитором Рифом Гатауллином и сказал ему, что у татар нет патриотических песен и своей маршевой музыки. На что Риф Гатауллин согласился. Нами было решено обойти всех татарских поэтов, именитых и не именитых, которые смогли бы написать слова для  патриотической песни или на маршевую музыку. К моему удивлению, как только поэту предлагали написать такие стихи, у него в глазах появлялся страх и испуг, а затем следовал категорический отказ.  После нескольких неудачных обращений, разговорились по душам с одним поэтом, и он объяснил странное поведение своих коллег. Написать песню о любви к женщине, о любви к матери, тоску про деревню которую поэт покинул, про журчащие ручейки, про березки, соловьев и т.д. в таком стиле пожалуйста,   можно написать стихотворение к песне в течение 10-15 минут хоть сейчас. Но написать слова на маршевую музыку или патриотическую песню вообще представить невозможно. Во – первых татарские поэты как и что писать на эту тему не знают, не имеют представления. Во – вторых если даже напишут, то не один певец его не исполнит. В заключение он подвел итог, что ваша затея не осуществима.

Не получилось с поэтами,  поэтому мы с Рифом Гатауллином решили сами попробовать написать слова. Написали, как смогли слова для маршевой музыки. Риф Гатауллин попробовал сам написать маршевую музыку на эти слова. Но музыка была не завораживающая, и я предложил отправиться  обходить татарских композиторов, может у других получится маршевая музыка лучше.  Встречи с композиторами были схожи, как и с поэтами.  Во – первых испуг, а во – вторых нет представления  о татарской маршевой музыке. Конечно, получили отказ от всех композиторов, которые по нашему мнению смогли бы написать такую музыку. Перед тем как разойтись по домам, я сказал Рифу Гатауллину, может это профессиональные поэты и композиторы у нас такие, а может среди народа есть таланты, которые смогли бы написать маршевую музыку.

Прошло два года. Ко мне приходит на работу Риф Гатауллин и приглашает меня на конкурс самодеятельных артистов Татарстана, который он смог организовать в театре им. Тимчурина. Тема конкурса – татарские патриотические песни. Конечно, я с радостью пошел на концерт послушать татарские патриотические песни, который проходил два дня. Концерт прошел хорошо, артистов было много, и лучшие получили призы. Перед закрытием ко мне подошел Риф Гатауллин. Я его спросил, на афише  написано конкурс татарской патриотичной музыки, а в концерте не было не одной песни  соответствующей афише. На что Риф Гатауллин ответил, что он разослал приглашения для исполнения патриотической песни, а у самодеятельных артистов нет таких песен, а участвовать в конкурсе они очень хотят,  поэтому они, не обращая внимания  на тематику конкурса, приехали со своими песнями – лирическими, веселыми, но отнюдь не патриотическими. Ну что поделаешь такой уж наш народ, и за это не срывать же концерт и лишать людей радости.

В 30–40-х годах XIX в. в Османской империи начались реформы, все чиновники, офицеры, солдаты, а затем и другие подданные султана надели фески – круглые фетровые шапочки с плоским верхом, похожие на усеченный конус; цвет чаще всего был красный. Офицеры, а вслед за ними и модники украшали феску шелковой кистью. Феску заимствовали у марокканцев; само ее название шло от города Феса,  в Марокко, тогдашнего центра по производству этих головных уборов. Замена чалмы феской вызвала недовольство среди духовенства. Кое-где против фески даже вспыхнули восстания, вызванные подстрекательством мулл, но они были быстро подавлены. Мода на фески стала проникать и тюркам Закавказья, Средней Азии и Поволжья. Но если зажиточные татары надевали феску, то более укороченную феску стали надевать бедные слои населения и она стала называться тюбетейкой. В этот период шла европеизация России. Она коснулась и татар. Зажиточные татары хотя и не стали носить европейский костюм, но в обиходе, одежда  приблизилась к европейским образцам. Так в этот период получилась мода,  европейская со смешанной исламской одеждой. Современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски надевают одежды зажиточных татар XVIII в. и  XIX века, на голову – тюбетейку и танцуют, пляшут, поют песни, думая, что они выступают в национальных татарских одеждах. К сожалению, у современных татар не сохранились боевые танцы. Психологи считают, что если народ, раз завоевали, то у этого народа ломается психика, а, тем более, что после взятия Казани прошло почти 500 лет. И это мы видим воочию в  современной татарской музыкальной культуре.

Рафаэль Безертинов.  г. Казань.