Тюркское боевое искусство

Боевое восточное искусство, как истинно народное, не имеет своего идеализированного автора. Предположительно, оно сформировалось на рубеже III–II вв. до н. э., когда столкновения народов Великой Степи с Китаем были наиболее сильны и активны.

В эту эпоху китайцы достигли особых успехов в освоении техники и науки. Тогда же ими была освоена технология обработки железа. Началось быстрое совершенствование военного оружия и теории военного искусства. Появились новые виды оружия – самострелы и арбалеты, у которых дальность полета стрелы превышала 600 шагов. Военные ученые в ходе войн обобщали методы войны с кочевниками в многочисленных военных трактатах. Появились школы воинских и боевых искусств.

Военное превосходство, достигнутое на основе общего развития производительных сил, количественный перевес позволили китайцам перейти в наступление. Они стремились создать империю путем завоевания соседних народов и насаждения в их среде китайской культуры. В I веке н.э. были покорены Корея, Индокитай и часть кочевых тибетских племен. Однако война с хуннами (татарами-тюрками) на севере не только оказалась неудачной, но и повлекла за собой полное экономическое истощение Китая. Великолепно экипированные армии, укомплектованные отборными воинами, руководимые очень способными полководцами, либо терпели поражения, либо не могли закрепить с трудом достигнутый успех. Хунны остановили китайскую агрессию, и китайцы не смогли осуществить свою программу – завоевать Великую степь. Но мечты о завоевании Великой Степи не оставляли китайских императоров, и столкновения с татарами (тюрками), продолжались периодически в течение нескольких сотен лет. Для достижения своих целей китайцы продолжали совершенствовать военное оружие, воинские и боевые искусства. В Китае возникли боевые танцы. В исполнении таких боевых танцев могли участвовать иногда несколько сотен человек, обычно это были профессиональные воины, разыгрывающие исторические батальные сцены. Боевые танцы ценились при дворе. На праздниках во время исполнения танцев разыгрывались масштабные боевые представления, включающие бой с оружием, защиту невооруженного противника от вооруженного, приемы отбора оружия, броски и захваты. Постепенно ритуальные боевые танцы все теснее и теснее переплетались с методами тренировки воинов. Так к III–V вв. сформировался комплекс воинских искусств. В то время еще не существовало ни стилей, ни направлений, не было и кодифицированной техники, но было уже мощное древо, которое обрастало глубокой духовностью и физическим совершенством человека.

Боевое восточное искусство – это не механическое соединение приемов рукопашного боя, а методы базовой техники, включающее духовно-моральное воспитание и физическое совершенствование человека. В Китае боевое искусство основывалось на философии конфуцианства, даосизме и буддизма. Оно отличалось от философии боевого искусства тюрков.

Постоянное отражение китайской агрессии послужило тюркам толчком к необходимости совершенствовать боевые дисциплины, развитие боевого искусства и популяризации физического совершенствования воинов. Боевое искусство у тюрков имело свою историческую основу, философию, глубокую духовность, основанную на тюркском мировоззрении – тэнгрианстве и традициях, свою тактику и стиль. Оно отличалось от китайского, так как китайцы и тюрки сильно различались по стереотипу поведения и менталитету. Китайцы были в основном земледельцами и вообще не употребляли молочные продукты – основную пищу тюрков. Из-за постоянного изнурительного труда на полях и в ремесленных лавках, из-за бедности основному населению Китая было не до военных и боевых искусств. Этому делу обучались только набираемые на командирские должности зажиточные люди.  Крестьян мобилизовали только на войну и военному делу обучали в краткосрочных курсах. Ударные отряды китайцы создавали из преступников и убийц. Тюрки свои авангардные ударные отряды набирали из батыров.

Тюрки, в противоположность китайцам, были в основном скотоводами. Ели мясо домашнего скота, пили конское  молоко, одевались в одежды из кожи и шкур. Продукты у них были в изобилии, так как стада их были огромны. Жизнь рядового тюрка в мирное время состояла из перекочевок (2–4 раза в год), военных упражнений и отдыха во время весеннего и осеннего приволья. Отсутствие изнурительного труда, постоянное занятие охотой, джигитовка на коне и стрельба из лука способствовали физическому развитию и совершенствованию боевого искусства. Каждый татар (тюрк) был воином и поэтому с малых лет обучался военному искусству. Когда мальчику исполнялось  три-четыре года, седлали коня и ребенка обучали верховой езде. Ашамай – это вид седла, сделанного специально для обучения ребенка верховой езде. Вместо стремян использовали тепкишек – небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы. В день, когда ребенок садился на коня, собирались все люди аула. После благословления в левую руку ребенка давали поводья, а в правую руку – камчу (плеть). Когда ребенок, уставший после езды, и одаренный подарками земляками, возвращался домой, то в честь его посвящения устраивали туй (той) и резали барана. Шести, семилетнему мальчику дарили коня, и мальчики ездили верхом на лошадях не хуже самых лучших наездников. Человек, который не владел оружием, не мог называться мужчиной, поэтому мальчики, достигшие 12–14 лет, хорошо владели оружием. И самое главное: тюрки учили своих детей не бояться смерти в бою.  Смерть в бою должна быть прекрасной и славной. Надо убить в бою много врагов, не менее семи воинов противника, надо воевать храбро, смело, умело, надо защищать свое кочевье, свою землю, своих жен, детей, родителей-стариков. Надо воевать так, чтобы в течение веков о тебе слагали сказания и легенды, пели свои песни сказители-алкышчилар у вечерних и ночных костров, и чтобы молодые воины слушали эти напевы о павших храбрых батырах с большим трепетом, любовью, уважением и благовонием.

Психология тюрков и китайцев была противоположной. Китайцы любят копаться в сложно-переплетенных и запутанных тонкостях жизни. Китайцы могут долго и монотонно работать, до изнурения тренироваться. Им не в тягость сидеть и заниматься медитацией. Тюрки же в противоположность постоянно выбирают ясную, четкую, без разнообразных деталей линию поведения, отбрасывая все наносное. Им в тягость монотонная работа. Заниматься медитацией у тюрков осилят единицы. Поэтому бой или схватку тюрки побеждали в основном своей яростью и силой духа.

Тюркское мировоззрение отличалось от  китайского. Если у китайцев была философия конфуцианства, и сыном Неба был только император, то тюрки и монголы были убеждены, что они все любимые Сыны Неба Тэнгри и что Тэнгри покровительствует им в Великих деяниях. В военном и боевом искусстве большую роль для поднятия боевого духа имел культ предков и вера в небожителей, которая вдохновляла бойцов на подвиги. Для того чтобы боец был честным и надежным воином в бою и в обычной бытовой жизни, прививалось учение Тэнгри, согласно которому ложь и предательство считались оскорблением естества, а следовательно, божества. В армиях Китая обязательно предусматривался штат доносчиков, а тюрки, находившиеся на китайской службе, этого не терпели и раскрытых доносчиков убивали.

Вся эта философия и мировоззрение были заложены в тюркском боевом искусстве, которое по духу отличалось от китайского. Имея такую внутреннюю силу и философию в военном и боевом искусстве, тюрки побеждали не численностью, а высоким боевым духом. Китайцы были искусны в исполнении боевых танцев, где могли участвовать иногда несколько сотен человек, обычно это были профессиональные воины, разыгрывающие исторические батальные сцены. Для красивых показательных боевых танцев нужно знать десятки приемов боевого единоборства. Тюрки тоже ценили боевые танцы, но еще более победы на поле боя или схватки на ринге.   Для реального боя или схватки не всегда требуется  большого количество приемов. Поэтому тюркские воины изучали до 15–17 приемов, и это было достаточно, чтобы победить даже самого именитого противника кто владел много приемов боевых искусств.

Разница между китайской и тюркской психологией отражалась и в боевой тактике. Агрессивная мощь и численность Китайской империи с одной стороны, громадная напирающая сила со стороны Римской империи, а затем и агрессия арабов со стороны Средней Азии и Кавказа не могли не сказаться на боевой тактике тюрков. Остановить лобовой атакой такую мощь тюркам было не под силу, их бы просто уничтожили. Вот что писал о тюркской тактике в 720 году главный советник тюркского каганата Тоньюкук: “Тюрки по численности не могут сравниться с сотой долей народонаселения в Китае, и тому, что они могут противостоять сему государству, причиной то, что тюрки, следуя за травою и водою, не имеют постоянного местопребывания и упражняются только в военных делах. Когда сильны – идут вперед для приобретения, когда слабы – уклоняются и скрываются”. Тактика тюрков состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах, то есть в партизанской войне. Тюрки, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Китайские полководцы писали о них так: “Перед решительным наступлением противника тюркские всадники расступаются подобно стае птиц, для того чтобы собраться и снова вступить в бой”.

Татарское (тюркское) войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар (тюрков) была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, Основная тактика татар (тюрков) состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары (тюрки) стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Тактика базировалась на использовании повышенной дальнобойности луков. Эффективная стрельба, обеспечивающая поражение противника с расстояния, на котором сами лучники оставались практически неуязвимыми, как правило, решала исход боя в пользу татар. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только  на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу.  Это было обычной, традиционной  частью  тактики  татар заманивать врага  в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступление (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады.   Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был  увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Малочисленные тюрки успешно противостояли оружию массового поражения китайских арбалетчиков, которые просто не могли найти в степи цель для своего сокрушительного залпа.  Естественно при таком ведения боя, особо ценились военное искусство конного воина. Военное искусство составляло гордость конного воина, легкая посадка на коня, безукоризненное умение держаться в седле, искусство джигитовки. Воин должен был держаться на коне так, чтобы никто не мог сдвинуть его или сбросить на землю, ведь именно это стараются сделать противники в поединке.

Защитными доспехами воина были: кожаный халат, защищенный сверху металлическими дисковидными бляхами или пластинами, или нагрудники. Защитной одеждой у рядовых воинов служил толстый стеганый халат из ткани. Тюрки носили длинные развевающиеся волосы. На голову воины надевали металлический шлем или меховую шапку с кистью.

Атрибутом, знаком воинской доблести служил боевой пояс. С глубокой древности в культуре кочевников эта деталь снаряжения была обязательной частью обряда посвящения в разряд воинов, признаком их социального положения. Боевой пояс служил знаком социальной дифференциации. Воины-всадники с молодых лет получали право носить его. При этом по числу блях и наконечников на поясе определялась общественная значимость его владельца. У конников были щиты, но не такие, как у пехотинцев (закрывающие человека почти целиком), а небольшие круглые, защищавшие только верхнюю половину туловища при сидячем положении на коне. Щит служил для отражения ударов меча, сабли или копья.

Боевое единоборство конников включало большое количество приемов, стрельба из лука, бросание копья, приемы использования при рубке с саблей, защита от конного и пешего противника, защита коня. Копье у конного воина занимало видное место, это было обусловлено развитием тактики конного боя. Копьем воин старался в бою вышибить противника из седла, сбросить на землю, и, пронзая его, нанести незаживающие раны. Большое место в снаряжении конного воина занимала плеть. Плеть служила не только для управления конем, ей убивали презренных врагов, недостойных почетного удара саблей.   На национальных праздниках разыгрывались исторические батальные сцены, показательные боевых бои, скачки и игры на конях и т. д., где показывались приемы боевого конного единоборства. Эти были впечатляющие зрелища.

Тем не менее, татары (тюрки) вступали в ближний бой, о чем свидетельствует наличие оружия ближнего боя (палаши, булавы, клевцы, копья), и средств защиты («бронированные венцы», панцири, наручи и поножи). Они умело владели и ближнем боем. Боевое единоборство тюрков включало широкий диапазон приемов, в рукопашном бою проводимых ногами, ведь в бою руки воина были заняты оружием. Доспехи на воинах не давали преимущества ударам, и основным способом приложения силы в борьбе были толчки. Невозможность рассчитывать в бою на силу возвратно-поступательных движений обусловила превалирование вращательных движений, что, в свою очередь, позволило сочетать подготовку воинов с ритуальными танцами. Особенностью тюркского боевого единоборства и его основным отличием являются приемы в виде кругов и спиралей, которые в непрерывном соединении создают надежную защиту воину.  Тактика военного боя вошла и в боевое искусство тюрков. Перед решительным наступлением противника боец отходит в сторону и, используя свою силу и инерцию противника, сбивает или валит его на землю.

Вплоть до XIV в. татары (тюрки) считались непобедимыми. Особенно степень высокого боевого искусства татар проявилась во время правления Чингиз-хана, его сыновей и внука Батый-хана. Войско Чингиз-хана, насчитывающее до 100 тысяч всадников, завоевало Китай, Корею и Иран.

“Сила и дисциплина были настолько необыкновенны в явившемся татарском войске, что казалось, оно могло покорить весь мир”, – так писал в  XIII веке китайский летописец.

В 1223 г. на реке Калке 25-тысячный корпус татар во главе с легендарными полководцами Субэтаем и Джебе одержал блистательную победу над 100-тысячной армией русских князей. Полководец Субэтай со своими воинами, практически не зная поражений, выиграл 65 сражений на территории от Кореи до Адриатического моря. История до сих пор не знает большего числа побед одного полководца.

В XI–XVI вв. тюрки стали принимать ислам. Вначале его принимали купцы, воины, нанимавшиеся на службу к халифу, горожане и только после многих веков – кочевники. Тюркские воины по мере того, как поступали на службу к мусульманам, начинали попадать под влияние ислама, из-за недальновидности. Они мало, что понимали в ней. Принять ислам было для них вопросом дисциплины, а следовательно, и чести. Присягнув на верность халифу, мусульманскому имаму, эти природные воины считали себя обязанными исповедовать его веру. А раз, приняв ислам, они от него не отступали, дисциплинированность побеждала их сомнения. Ислам, принятый ими окончательно, они исповедовали добросовестно, ничего не изменяя в нем и ничего не оспаривая, как и подобало людям, называющим цивилизацию “повиновением”, а государственный закон – приказом “ясак”. Приняв ислам, тюрки остались равнодушны к религиозным спорам, сказывалась военная привычка к субординации. Тюрки вступили в суннитскую мечеть не как смиренные неофиты, а как рекруты по-военному, не склонив головы. Даже в мечеть входили в полном вооружении, что возмущало арабов, так как это противоречило их правилам. Но арабам пришлось смириться с тюркскими нравами.

С принятием тюрками новой религии в боевом единоборстве сохранились только прикладное искусство, тактика, стиль, а философия древнетюркского религиозного учения, основанная на почитании и возвышении духов предков и на древнетюркских традициях, исчезла. Когда тюркские государства были завоеваны и потеряли независимость, исчезло и боевое искусство. Таким образом, с потерей тюрками своих традиций, философии и религии был потерян ими боевой дух. С тех пор они не пользуются любовью и покровительством Тэнгри – Духа Неба, они уже не сыны Неба и перестали быть непобедимыми воинами.

Во II-III веке из Индии в Китай проник буддизм. Постепенно под влиянием буддизма попала китайская архитектура – монастыри, храмы и пагоды. Он проник также в китайскую философию, литературу, язык и изобразительное искусство. Но, несмотря на это буддизм в Китае плохо приживался. Для представителей высших классов китайского общества, в большинстве своем исповедовавших свою веру и конфуцианство, буддизм был непривлекателен. Он имел явную антисемейную направленность – в том смысле, что истинным буддистом считался монах, который покинул семью ради жизни в монастыре, что противоречило вековой традиции сыновнего послушания. Истинный буддист должен был отказаться от плот­ской любви, которая служила основной для продолжения рода. Изображения Будды, сделанные по индусским канонам красоты, изложенным в священных текстах, считались противоестественными и уродливыми, а одежда буддистов, оставлявшая оголенным одно плечо, нескромной. Что касается буддистских концепций, то самым странным считалось представление о том, что мир – это порождение нашего воображения, и также осознание греха и воздаяния за него.

Тем не менее, для простых людей буддизм имел много привлекательных черт. Так, например, притеснявшие бедняка начальники в будущей жизни займут низшее положение, а сам терпевший несправедливость человек в своей следующей реинкарнации будет иметь высокий ранг и насладится благоденствием. Некоторые крестьяне занимали долг и не возвращали, объясняя своим должникам, что вернут долг в следующей жизни после реинкарнации. Торговцы тоже благоволили к буддизму – получив разрешение использовать буддийские монастыри в качестве банков и складов, они дарили монахам деньги и земли, а от них узнавали о разнообразных финансовых инструментах, практиковавшихся в Индии, таких, как ссуда под обеспечение, аккумулирование капитала при помощи акционерных обществ, аукционеры и даже лотереи.

Но китайская аристократия, чиновничество и многие императоры практически боролись с буддизмом. Закрывали и не допускали строить буддийские храмы. Монахов держали под контролем и причисляли буддизм к иноземным религиям. Китайские чиновники считали, что в монастырях скрываются от правосудия много бродяг. В основном старались их выпроводить из страны. Бывали времена, когда какой-нибудь император увлекался буддизмом, и буддизм начинал расцветать. Но по приходу нового императора вновь начинались гонения на буддизм. В основном концепция конфуцианства прочно занимала свое главное место в Китае. Эта концепция, доказавшая свою эффективность в Ханьскую эпоху, сохранила свое влияние на протяжении всей последующей истории Китая.

В Китае, видя, что буддийское учение плохо совмещается с национальными традициями и менталитетом народа, в VI в. китайцы отказались от буддизма и возвратились в свое национальное мировоззрение и традиции,  что положительно сказалось на будущем этой нации. А буддизм они перенаправили тибетцам, тюркам, монголам и т. д.  Именно философия конфуцианства, подведенная под психологию китайцев, не позволила боевому искусству исчезнуть сразу же после того, как в нем отпала жизненная необходимость.

Как только в Советском Союзе началась перестройка, начиная с конца 80 годов XX столетия, среди татарских тренеров восточных единоборств, появилось несколько человек, которые загорелись желанием возродить тюркское боевое единоборство. Они даже название дали, такие как “Кара Каплан”,  “Алыпбэр” и т. д.   Но возродить боевое искусство тюрков, у них не получилось. Причин было несколько, во-первых, этих татарских энтузиастов к такому шагу толкал не  престиж нации, а корысть. Им казалось возродить тюркское единоборство, будет не сложно. Достаточно возродить приемы, которыми пользовались тюркские воины, поднимется интерес любителей боевых единоборств к национальному виду спорта, они откроют спортивные секции, и на этой волне заработают большие  деньги. Возродили приемы тюркских боевых искусств, открыли секции. Но жизнь оказалось сложнее, курица не снесла золотые яйца, и постепенно все умерло.  Сложность оказалась не в возрождении приемов. Всего в боевых единоборствах, во всяких видах и направлений около 350 приемов, нового невозможно придумать. Просто из такого количества разнообразных приемов, надо выбрать такие приемы которыми пользовались тюркские воины. Изучить приемы это одно, а второй этап  надо знать традиционное тюркское мировоззрение, философию, обычаи, на которых стоит дух тюркского боевого искусства. Без этих знаний – поединок превращается в обыкновенную драку. Вторая причина, не было заинтересованности со стороны татарского правительства, чиновников, и предпринимателей.

Татарский народ, когда то был очень богат на национальные праздники.  В XIX веке при поддержке Российского правительства, муллы повели активную борьбу против татарских праздников, обычаев, традиций и т.д. Эта борьба принесла плоды, многое из нашей традиционной культуры исчезло безвозвратно. Одним из праздников, на который посягали   муллы,  был Джиен и Сабантуй. Праздник Джиен (сбор) очень древний и его история уходит в глубину древней истории. Праздник Джиен начинался  в начале июня в одном ауле, куда съезжался народ со всех соседних аулов. На следующей неделе джиен проходил в другом ауле и все ехали туда. Так продолжалось до конца июня.  Самым главными состязанием на празднике считали скачки и состязание на конях, далее борьба на поясах “керэш” и т.д.  Другой праздник – Сабантуй проходил один день, в середине мая, после окончания посева. Утром мужчины приносили жертву духам урожая и духам  дома за благополучие семьи в истекшем году и молили о процветании в будущем. После жертвоприношений духам члены семьи в полном составе присутствовали в праздничном пиршестве. После обеда вся родня, соседи выходили на улицу, и начиналось веселье, игры, пляски.  Татары, живущие особенно Закамье, не смотря ни на какие притеснения и давления со стороны мулл и властей, смогли противостоять и сохранить праздник Джиен и Сабан Туй.  После войны в 50 годах XX столетия по неизвестному указанию Джиен, переименовали в название Сабантуй. А праздник Сабантуй запретили. После развала Советского Союза, правительство Татарстана стала распространять праздник Джиен с новым названием Сабантуй по всей территории, где живут татары. Сегодня татарских коней в Татарстане фактически нет (съели), поэтому главным состязанием на празднике стал борьба “кереш”. Борьба на поясах “кереш” очень древняя и  праздничная борьба. Она сохранилась и у некоторых других тюркских народов. У этой борьбы мало приемов. Борец должен быть сильным и иметь крепкую поясницу. Чтобы борцы не утомляли публику и долго не боролись, они друг друга обвязывают полотенцем, с помощью которого поднимают противника и бросают на землю. Благодаря поддержке татарского правительства, борьбу подняли до уровня чемпионата мира.  Чемпионов по борьбе “куреш” называют не правильно – «батырами». Батыр в татарском языке герой, и он не обязательно должен быть борцом.  Как видите, нет ничего невозможного, было бы только желание, поэтому можно возродить и тюркское боевое искусство.

 

           Рафаэль Безертинов. Казань.

 

Один комментарий

  1. При инициативе Межрегиональной общественной организации «Федерации исконных забав и этноспорта» и с участием Министерства спорта, туризма и молодежной политике РФ и Академии наук России в марте с.г. прошло совещание по вопросу развития этноспорта и культуры народов в стране в г.Москве. В преддверии проведения IV МСФ «Россия – спортивная держава», V МСИ «Дети Азии» в г.Якутске», Всемирных студенческих игр «Универсиады» в г.Казани в 2013 году и Зимних Олимпийских игр в г.Сочи в 2014 г. тема этноспорта и календарных праздников народов России приобретает актуальность на планетарном уровне так как затрагивает взаимоотношения человека и природы.
    Якутский этноспорт за последние годы достиг небывалых успехов в истории республики – прошли Чемпионаты Европы и Азии по хапсагаю и мас-рестлингу. Планируется введение в строй 2-й очереди ГУ «Центра национальных видов спорта «Модун» в рамках форума “Россия – спортивная держава”.
    В связи вышеперечисленным требуется продвижение на всех уровнях традиционной культуры народов Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации и Центральной Азии.
    В рамках форума мы предложили правительству презентовать Инновационный проект «Земля Олонхо» со Штаб-квартирой Азиатского Международного Олимпийского комитета – Дирекции МСИ «Дети Азии» с музеем по календарным праздникам народов России и Центральной Азии, включая этноспорт Якутии и народов мира, включенных в программу дисциплин современных Олимпийских видов спорта; Крытым Стадионом «Триумф»; Байанай-Центром; Театром Олонхо; Технопарком и др. – руководству страны, федеральным структурам власти, иностранным гостям и представителям МОК с целью привлечения в будущем федеральных и иностранных инвестиций в республику. Учитывая то, что проект «Земля Олонхо» в будущем должен стать деловым центром России и Азии.
    Транслятором главной идеи – создание в России мирового центра и фестивального движения по этноспорту и традиционным календарным праздникам народов (вокруг Ысыаха и Ердынских игр в Иркутской области), разработали сценарий культурной части открытия и закрытия МСИ «Дети Азии-2012», который предложили минкульту Якутии.
    Традиционный праздник Ысыах будет презентован в рамках главных спортивных событий МСФ “Россия – спортивная держава” и МСИ “Дети Азии” в г.Якутске в 2012 году, где примет участие Президент РФ, Главы субъектов России, Чрезвычайные и полномочные послы стран Азии и представители Международного Олимпийского комитета.

Комментарии запрещены