«До тех пор, пока мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и
его историю, свои святыни – мы и других не сможем научить нас уважать»
Митрополит Иоанн.
…И мы опять у черты – рубеж веков, еще и усугубленный осознанием смены тысячелетий, а в космологическом смысле – смены Эр (или зодиакальных эпох). Подобные моменты истории всегда наполнялись особой значимостью в сознании людей, порождая апокалипсические настроения, инициируя новые эсхатологические концепции и теории. Сегодня звучат тревожным набатом слова неравнодушных, мыслящих людей о кризисе цивилизации, о наступлении эры технократизма и тотальной бездуховности. И сегодня с особой пронзительностью звучат вопросы: Кто мы? Откуда? До каких пор мы будем «Иванами, родства не помнящими»?
«Откуда есть пошла земля Русская…»
Русская историческая наука, возникшая в XVIII в. стараниями немецких историков Г.Байера, Г.Миллера и А.Шлецера, по сей день опирается на созданную ими так называемую “норманнскую теорию” происхождения русской государственности. Будучи носителями европейской ментальности, весьма прагматичной и рационалистичной, располагая весьма ограниченным количеством первоисточников, созданных в период средневековья (как, например, знаменитая Несторова «Повесть временных лет», написанная монахом, негативно отзывавшемся о дохристианском периоде истории Руси), эти историки совершенно закономерно приходят к выводам о примитивности древних славян, призвавших к себе на правление варягов и сетовавших, что «порядка на нашей земле нет». Однако данная теория, ставшая основой официальной исторической доктрины, давно уже опротестовывалось русскими историками, такими, как М.В.Ломоносов, С.А.Гедеонов, Д.И.Иловайский, А.Ф.Гильфердинг, а также чехами П.И.Шафариком, Л.Нидерле и другими. Если древние славяне были столь примитивны и убоги, как это утверждают норманисты, то как можно объяснить поведение Византии, диктовавшей политику всей Европе, и позволившей Вещему Олегу прибить свой меч на врата Царьграда? Ведь это политический нокаут. Как объяснить способность «диких и примитивных» славян противостоять постоянным инсинуациям «просвещенной» Европы: тевтонцам и ливонцам, полякам и шведам, французам и немцам?
Если уж говорить о культурных истоках и исторической значимости Европы и Руси, то весьма странными кажутся претензии Европы, начавшей свой исторический путь после III в. н. э., когда лавины кочевников, покидая евразийские просторы, ринулись на освоение европейских земель, подмяв под себя остатки античной цивилизации Рима. Возраст европейской цивилизации насчитывает около 17 веков. Ведические тексты древних славян описывают исторические события, участниками которых они были, насчитывающие «четыре тьмы» лет – сорок тысяч лет.
Каковы же культурные корни Руси? Общеизвестно, что истоки культуры коренятся в древних пластах мифологического сознания. Будучи сплавом сокровенных знаний о мире, космосе, о самом человеке, представленными в образной, метафорической форме, где перемежаются вымысел и реальность, художественность и история, мифы по сей день сохранили свою актуальность. Поэзия и философия, религия и этика, осмысление закономерностей природных процессов и места человека в них – все это зародилось в мифе и сыграло немаловажную роль в социо- и культурогенезе как отдельных народов, так и всего человечества.
Сегодня многие из нас знакомы с европейскими (греко-римская, скандинавская и др.) мифологическими системами. Эти знания дают возможность относительно свободно ориентироваться в пространстве современной культуры. Но нередко представления о русской мифологии отличаются фрагментарностью, запутанностью, а, следовательно, отсутствием интереса к собственным культурным истокам.
На самом деле, славянская мифологическая система представляет собой развитую эзотерическую доктрину, выстроенную на универсальных мифологемах, содержащих в себе глубиннейшие знания о мироздании, оказывающиеся актуальными и востребованными в современной научной картине мира (в частности, космогонические мифы и календарные исчисления дают немало пищи для размышления астрономам, историкам, философам). Славянские мифы, представляющие собой наиболее древний пласт ведической доктрины индоарийского суперэтноса, содержат в себе древние архетипы большинства евразийских мифологических систем.
Почему-то принято считать священные тексты индийцев – Пураны – древнейшим сводом ведических знаний индоариев. Однако полный свод славянских народных песен, былин, духовных стихов и сказок содержат в себе те самые Изначальные Веды, утраченные ариями, пришедшими с Севера в Индию и Иран. Так, многие мифологические сюжеты, кратко пересказанные в Пуранах, в русской традиции дают саму песню или сказание, хорошо знакомые народу и почти не искаженную временем. Немало древних ведических текстов, гимнов, священных песнопений сохранилось в сборниках «Голубиная книга», «Животная книга», «Тайная книга» и других народных книгах, почитаемых в православных мистических сектах, прилагавших неимоверные усилия по сохранению ведической традиции, с упорством искоренявшейся ортодоксальной церковью.
В XIX веке начались исследования священных писаний древних славян. Одним из важнейших источников ведических верований славян следует считать книгу «Веда славян», изданную в Санкт-Петербурге и Белграде Стефаном Верковичем. В ней собраны обрядовые песни и моления славянским богам, сохранившиеся в южнославянской традиции. По убеждению А.Асова, «она для славян не менее значима, чем «Ригведа» для индусов» (1)
В наше время исследователем и переводчиком «Книги Велеса» и «Боянова гимна» Александром Асовым опубликован уникальный труд «Звездная книга Коляды», представляющий собой полный свод Изначальных Вед, сохранившихся как в устной традиции, так и в народных книгах славян.
Но кроме фольклорной традиции русская ведическая литература сегодня представлена также памятниками древней письменности. Самые значимые из них – это «Боянов гимн», «Книга Велеса» и «Слово о полку Игореве».
Мы преисполнены великой благодарности греческим монахам Кириллу и Мефодию, «создавшим славянскую азбуку». Однако в «Книге Велеса» есть строки: «Они (греки – И.Ж.) говорили, что установили у нас их письменность, чтобы мы приняли ее и утратили свою. Но вспомните о том Кирилле, который хотел учить детей наших и должен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы Богам нашим» (2). И это не единственное свидетельство. В «Паннонском житии» Кирилла говорится о том же: «…И дошед до Хорсуня… обрете ту Евангелие и Псалтырь, роуськыми письмены писано, и человека обреть, глаголюща тою беседою, и беседовав с ним, и силу речи приемь, своей беседе прикладая различни письмень гласнаа и согласнаа и к Богу молитву творя, вскоре начать чести и сказать, и мнози ему дивляху…»(3). Сейчас известно, что с древнейших времен арийские и, в частности, праславянские племена владели письменностью: сначала узелковой, позже рунической (рунами записан «Боянов гимн»), руника постепенно преобразовалась в велесовицу (которой написаны «Книга Велеса» и которой близки знаменитые новгородские берестяные грамоты). И, судя по всему, именно эти письмена учил Кирилл, адаптируя к ним греческий алфавит для перевода церковных книг византийского толка.
«Книга Велеса» – это Священное Писание древних славян, которое было вырезано на буковых дощечках новгородскими волхвами (жрецами бога Велеса) в IX веке нашей эры. «Велеса Книгу сию посвящаем Богу нашему, который есть наше прибежище и сила» (4). Тексты «Книги Велеса», подобно древнеиндийским Ведам, авестийской литературе, библейским сказаниям о патриархах описывают историю славян и многих иных народов Евразии от времен Прародителей (ХХ тыс. до н.э.), а также от исторического времени, определяемого историками как начало V тыс. до н.э., и вплоть до IX в. н.э..
По прочтении «Книги Велеса» заполняются множественные лакуны в истории древних народов, выстраивается стройная система мифологических верований древних славян, до недавнего времени определявшаяся мифологами, как неразвитая, языческая, дошедшая до нас в виде разрозненных элементов фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Ведическая вера древних ариев, праведная вера (ведающая Истину, которая есть Бог, так как в основе ее лежат вещие знания), суть – монотеистическая вера, воплотившая и закрепившая в универсальных мифологемах архетипические образы так называемого первичного монотеизма, когда человек обладал духовной интуицией, позволявшей ему во всей полноте переживать опыт непосредственного созерцания Бога. Определимся терминологически: архетипы – это некие образы, возникающие в «коллективном бессознательном» (К.Г. Юнг), отражающие интуитивное восприятие человеком окружающего мира. Создание мифологем – это попытка вывести на интеллектуальный уровень неосознаваемые интуиции и облечь их в определенную форму, знак, символ, представляющие собой код, при помощи которого формируется целостная картина видения мира, содержащая в себе знания об объективных процессах мироустройства.
Еще Б.А.Рыбаков в своей, ставшей уже классической, монографии «Язычество древних славян» подчеркивал: «Кардинальным вопросом истории славянского язычества является вопрос о древнем дохристианском монотеизме у славян, против которого всегда так возражали церковные теологи, считавшие монотеизм исключительно привилегией христианства… Наука о славянском язычестве на протяжении многих десятилетий совершала непонятную, с точки зрения источников, но упорно повторяемую ошибку – культ Рода или замалчивался или изображался как культ покровителя семьи, мелкого домашнего божка-домового, «лизуна», вылизывающего блюдца с молоком, которые ставили ему в подпечье. А, между тем, Род в русских средневековых источниках обрисован как небесный бог, находящийся на воздухе, управляющий тучами и вдувающий жизнь во все живое. Наибольшее количество грозных обличений направлено церковниками против общественных празднеств в честь Рода и рожаниц» (5). Таким образом, необходимо договориться о терминах. Используемый до сих пор официальной наукой термин «славянское язычество», именующий дохристианскую систему мировидения древних славян, по меньшей мере является некорректным, так как термином «язычество» принято определять «комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий» (6). Данное определение дано в словаре «Христианство», деятели которого наиболее рьяно боролись с любыми проявлениями язычества. Но даже авторы словаря признают, что противопоставление христианства и язычества весьма условно: «Русское православие… не смогло вытеснить из образа жизни и сознания наших предков древнеславянские верования. Последние в несколько измененном виде и, будучи частично переосмысленными, вошли в православное вероучение и культ Русской Православной Церкви» (там же). Но в словаре не разъясняются причины этого уникального историко-культурного феномена. Славянская дохристианская доктрина не была сборищем примитивных культов, олицетворявших природные стихии (как это рассматривали многие представители русской и особенно советской мифологических школ), и имела стройную систему ведических знаний, суть которых мы постараемся раскрыть ниже.
В связи с новейшими открытиями в области славянской мифологии, совершенно по-новому звучит определение нашей традиционной веры – православия. По утверждению А.И. Асова, «древняя вера славян и русов издревле, задолго до Крещения Руси, именовалась Православием. Русские называли себя православными, ибо славили Правь, следовали Стезей Прави. Именовалась она также Праведной верой, ибо славяне ведали Правду, знали Пра-Веды, древнейшие Веды, священные предания об истоке Ведической веры, бывшей первой верой чуть ли не всех народов нашей планеты» (7). Ведическая вера не могла противостоять никакому монотеистическому учению (будь то буддизм, иудаизм, христианство или ислам), так как в нем целью духовного совершенствования признается путь к Всевышнему. И не важно, какой путь изберет тот или иной народ – мир многообразен, как и человечество, избирающее разные пути. Но цель – одна!
Сущностное отличие ведической традиции, как древней, так и современной, заключается в том, что язычниками являются те, кто отвергает путь к Всевышнему. «Это могут быть политеисты, признающие многих богов, но считающие, что Вселенная лишена Абсолюта, Цели и Истока, т.е. Бога. Это могут быть пантеисты, одухотворяющие Природу, но отвергающие Рода (Бога – И.Ж.). Это могут быть и атеисты, отвергающие любую религию» (8). «Книга Велеса» совершенно определенно утверждает: «Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог, и иные – суть множество? Ведь Бог – и един и множествен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих Богов» (9).
Язычество – это основной противник ведического вероучения. В тексте «Книги Велеса» нередко встречаются подобные строки: «И там мы поселились (на Непра-реке – И.Ж.), и пятьсот лет вечем управлялись, и были Богами хранимы от многих, называемых язычниками» (10). «Книга Велеса» язычниками называет те народы, которые не знают Высшей единой Божественной реальности. И наиболее существенным атрибутом язычества рассматривается наличие института рабства. Само рабство оправдывается только языческой верой. Даже империи греков и римлян, не смотря на их достижения в культуре и науках, почитались славянами языческими, так как они отвергали главное: духовную свободу человека, держались на рабском труде.
Арии (и в их числе – славяне) – носители ведической веры – были противниками рабства, насаждаемого язычниками, служили Всевышнему, были проповедниками Стези Прави: «И мы пошли к Богу нашему и стали ему возносить хвалу: «Будь благословен, Вождь наш, и ныне, и присно и от века до века!»… И о том рекли отцы, которые вели нас Стезей Прави» (11). «Муж Правый (Бус Белояр – И.Ж.)*) восходил на амъвеницу и рек о том, как идти по Пути Прави. И слова его с деяниями совпадали… И тогда наши жрецы о Ведах заботились. Они говорили, что их у нас никто украсть не должен» (12). Исходы ариев сопровождались великими войнами, смысл которых был именно в несении иным народам ведической веры, служении Всевышнему: «И будем иметь мы от Вышнего помощь как в прежние времена. И это наше благо, и получили мы от Него твердость и крепость, дабы враги отведали, что есть истина» (13). Там, где «распространялась ведическая вера, – утверждает А.И.Асов, – отменялись все виды насилия, вводилась вечевая народная власть» (14).
(СМ. полную версию в Библиотеке сайта)
Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за интересные и смыслопорождающие отзывы!
Сайт, действительно, становится трибуной для научных диалогов!Я получаю большое удовольствие, читая Ваши комментарии, т.к. благодаря им появляются новые идеи, новое видение своего собственного материала. Надеюсь, что эта форма конструктивных диалогов станет традиционной для сайта и сплотит вокруг него людей неравнодушных к судьбам Евразии, ищущих Истины…
Удачи всем нам!!!
Автор И. Жерносенко совершенно права насчет общеарийских корней так называемого «язычества славян», как и права Л. Федорова в том, что этот термин надо «искоренять» вместе с шаманизмом применительно к тэнгрианству . Я давно говорил, что национальная (народная) религия Руси есть такой же этноконфессиональный вариант религии ариев, как и иранский зороастризм, «религия вед» древних индоариев, индуизм, Учение Будды (кстати, свою первую проповедь Будда Шакьямуни назвал «чаттари арья саггани»- «Четыре Благородные Истины», которые правильнее переводить арийские истины), тэнгрианская религия Туранцев китайское Учение о Дао-Пути, тибетский Бон и т. д. Перун древних славян – это Варуна, а Ярило – Бог Восходяшего Солнца – Урянхай и Иргит (от Ир-кут ), а также сам Ир-ан (ср. Урген, Урхан, Орхон Аргун //Аргын, Эргенекон,Кюн-Эркен и др.). Во всех тюрко-монгольских языках корнеслово «ар», связанное с понятием духовной чистоты и с солнечным, мужским началом, переводится «мужчина», «воин», «чистый», «светлый», «белый» и т.д. Только нельзя Будде (Шакьямуни) приписывать «монотеизм», уравнивая его с христианством, исламом и иудаизмом, а также «Путь к Всевышнему», поскольку в Учении Будды «Всевышнего» нет, как и нет Пути к нему.
В учении Будды есть лишь Путь Освобождения и Просветления, но нет Бога, вместо которого, есть (шунья). Но автор глубоко права, что все арийские учения пришли с Севера, с горы Сумеру, т.е. из Сибирского Шумера (ср. «северяне» у славян), как и сам род Сакья происходит от наших скифо-саков /сагайцев/саха/ чиков-чаков-чагыт-чооду и, наконец, тувинского рода Саая (этноним образован при выпадении «К» – «сакая»). По поводу понятия «Бог» и его истоков можно еще поспорить (не забывайте, что Кирилл и Мефодий были болгарами и еще помнили древнюю связь этого эпонима с Небесным Быком – Буха Нойон Баабай, например, бурят-монгольский, Бога-Тур общетуранский, и что единственное слово в русском языке, имеющее в конце бурятскую фонему «h», которой нет в других евразийских языках кроме украинского, это слово «Бог» ).
Надо также согласиться с тем, как автор, цитируя Асова о том, что «Бог и един, и множественен», повторяет вполне тэнгрианскую формулу, свойственную многим как арийский, так и туранским религиям (я называю это диалектическим монизмом тэнгрианства). В целом же эта статья очень хорошая, правильно показывающая теснейшую связь между национальным и народными религиями индоариев, ираноязычных ариев (к которым надо причислять и сибирских скифо-саков, и согдийцев Восточного Туркестана). С Русского Севера, из Протоуралии и Западной Сибири на Юг шла первоначально единая религия ариев и туранцев, а потом в Центральной Азии начался раскол и конфронтация, «Иран-Туран», не коснувшийся Внутренней Азии, в частности Саяно-Алтая и Восточного Туркестана, где до сих пор арийско-туранское наследие Протоуралии, Сибирского Шумера (в смысле сабиров-савыров) благополучно взаимодействует и развивается . Такой вывод напрашивается из вышеизложенного.
Действительно, язычество славян – это условное понятие, при этом надо термин “язычество” брать в кавычки. Так же условен термин “шаманизм” когда речь идет о тенгрианстве тюрко-монголов. Их надо искоренять.
Я могу от себя добавить, что Тенгрианство древних предков всех туранцев, Православие древних славян и Маздаизм древних иранцев имеют общие изначальные истоки. Видимо, сложенные еще в ностратические времена в районе Памиро-Гиндукуша. Сварог, Сварга идентичен Саhарга якутскому, означающему зарю, восходящие лучи солнца, которым и молились древние тенгрианцы. Хорс идентичен Хоро, солнечному быку. А идентичность якутского деревянного чорона по форме и назначению с древнеславянской деревянной чарой, которую с ритуальным напитком славянскте жрицы поднимали к небу, прося небесной благодати – дождя, потом освященным напитком поливали корни священных деревьев. Эпические якутки-алгысчы, поднимая к небу-Тенгри деревянный ритуальный чорон с hаамал (хаома) кумысом, просили небесной благости алгыс, и освященным кумысом поливали чэчир – ритуальные березки. Эти прмеры самая малость, их очень много примеров. Нужны работы, посвященные сопоставительным исследованиям по этой теме.