Skip to content

VI-я конференция

VI-я Международная научно-практическая конференция «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» состоялась 14-16 июня 2017 года в рамках юбилейного Саммита стран ШОС и ЭКСПО-2017 в Астане, Казахстан.
Организаторами конференции выступили Министерство культуры и спорта Республики Казахстан (А.М. Мухамедиулы); Казахский национальный университет искусств (А.К. Мусахаджаева); Международный Фонд Исследования Тенгри (Л.В. Федорова); Союз архитекторов Республики Казахстан по г. Астане (С.И. Рустамбеков); Проектная компания «ОRTA» (С.И. Рустамбеков). Содействия в проведении мероприятий конференции оказали  Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (В.И. Тихонов), Якутск, Россия; Театр Олонхо (В.Г. Власов), Якутск, Россия; ООО “Киэргэ” (А.К. Павлов), Якутск, Россия; Казахское Национальное Географическое Общество (Н.К. Абдуов, А. Алиясова), Алматы, Казахстан; ОО «Ұлы Дала Әлемі – Мир Великой степи» – ДАЛАРУХ (С.С. Аязбаев, Т.Е. Кретова, А.Б. Нурмухамбетов), Алматы, Казахстан; И.Б. Халилов, Баку, Азербайджан; К.К. Сакбаева, Москва, Россия.

Конференция в Астане

В академической части конференции приняли очное и заочное участия более 102 исследователя, в практическо-культурной части – 20 деятелей культуры и искусства. География участников конференции представлена евразийскими странами – Казахстан, Монголия, Болгария, Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан, Турция, КНР, Россия: Москва,  Барнаул и национальные республики – Татарстан, Башкортостан, Горный Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, в т.ч. 30 докторов наук, 33 кандидата наук, 2 аспиранта, 2 магистра, 1 соискатель, 1 магистрант.

На церемонии открытия конференции прозвучали приветственные слова официальных лиц: Мусахаджаевой Айман Кожабековны, ректора Казахского Национального Университета Искусств; Бира Шагдаар, Почетного Президента Международного Фонда Исследования Тенгри, Президента Фонда «Рерих-Бира», Монголия; Петко Колева, Президента Общеболгарского культурного фонда “Тангра-ТанНакРа”;  Владимира Тихонова, министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Серика Рустамбекова, генерального директора «ТОО ORTA», председателя правления Союза Архитекторов г. Астана, Казахстан. Все выступающие выразили искреннюю благодарность организаторам за подготовку и проведение столь интересного и познавательного международного мероприятия.

Научная программа конференции включала пленарное заседание и работу пяти секций: «Небесные мифы, обряды и эпическое наследие»«Храм Тенгри и возрождение тенгрианства»;  «Экософия и понятийно-категориальные аспекты тенгрианства»; «Тема Тенгри в искусстве»; «Тенгрианская цивилизация: происхождение и эволюция»;

В рамках практической части конференции состоялись:

Обложка глоссарияа)  презентация ГЛОССАРИЯ тенгриведения, содержащего свыше 500 наиболее употребительных слов и выражений, касающихся тенгрианства, феномена Тенгри и более 100 поясняющих статей;

б)  церемония проведения обряда алгыс (алгысчыт Васильев Иван Герасимович – Алгыс Уйбаан,  Якутск, Россия);

в)  изготовление и церемония установки небесной коновязи Сэргэ (мастер по дереву, генеральный директор ювелирной фирмы «Киэргэ» Павлов Александр Кириллович,  Якутск, Россия);

г)  традиционный молитвенный круговой  хороводный танец  Осуохай (Дьуохар);

д)  выступления сказителей: Ельмура Жанабергенова (Казахстан); Талантаалы Бакчиев (Бишкек, Кыргызстан); Розалия Султангареева (Уфа, Башкирия, Россия);  Петр Тихонов (Якутск, Якутия, Россия); Сэйджи (Амдо, Тибет, КНР);

е)  мастер-классы по практической демонстрации традиционного якутского сыродутного метода выплавки железа из руды в рамках практической демонстрации традиционного якутского сыродутного метода выплавки железа из руды, где генеральным партнером выступило Казахское Географическое Общество;

ж)  персональные выставки: «Тенгри. Связь времен и народов» художника-ювелира, члена Союза художников России, члена Правления Союза художников Республики Саха (Якутия) Александра Манжурьева (Якутск, Россия); «Сокровищница Манаса», дизайнера-графика Салтанат Кожогуловой (Бишкек, Кыргызстан);

з)  дефиле авторских коллекций ювелирных изделий из серебра и конского волоса «Путь Небесного Джесегей» (Саргылана Барахова – Ымыы,  Якутск, Россия) и одежды из войлока и шелка «Небесный войлок» (Гульнара Качаганова,  Бишкек, Кыргызстан) на тему этнических мотивов;

Обложка сборника 6-й конференцииК началу работы конференции опубликован  СБОРНИК материалов 6-й конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность».

Темы и направления VI-й конференции, поднятые и рассмотренные участниками на пленарном заседании, секциях, презентациях, мастер-классах, во время обсуждений, доказывают теоретическую и практическую актуальности научных исследований в области тенгриведения.

В целом участники отметили, что данные исследования и их выводы, рекомендации могут быть направлены на практическое решение таких проблем, как:

– решение вопросов культурной и цивилизационной интеграции народов стран ШОС, СНГ, Евразийского Экономического Союза, Болгарии и Монголии на основе традиционных духовных ценностей;

– восполнение недостатка знаний в вопросах обоснования культурной и цивилизационной идентичности, общности евразийских народов;

– устранение напряженности в области межнациональных и межконфессиональных отношений;

– культурное, цивилизационное обоснование интеграционных процессов евразийских стран и народов;

Конференция отметила, что цели, поставленные на предыдущей V-й конференции в Камчии, Болгарии в целом достигнуты, и настоящая также проведена в русле решения задач предыдущих конференций. Участники обсудили и приняли проект Резолюции за основу и после доработки обязали КазНУИ, исполнительную дирекцию МФИТ, разместить ее на своих сайтах (РЕЗОЛЮЦИЯ VI-й конференции, Астана).

______________________________________________________________________________________________

Доклады и статьи, представленные на конференции

  1. Абаев Н.В.  Тэнгрианство и концепт «Внутреннего» Солнца в национальной религии саянидов Внутренней Азии
  2. Абдрасулов С.М.  Тенгрианская упорядоченность мира и управленческая культура кыргызов
  3. Абдуллаева Р.Г.  Терминология тенгриведения как культурологическая проблема
  4. Аглиуллин З.Х.   Сравнительный анализ о сословиях в древней тюркской истории
  5. Алекперов Ф.Г.   Шаманизм или философия тенгрианства
  6. Алиева К.М.   Ценностные основания Теңризма и понимание экологической рациональности номадов
  7. Алмуханова Р.Т.   Тенгри: стадиальные особенности образа
  8. Аманжол Б.Т.   О тенгрианской мировоззренческой основе казахской музыкальной традиции
  9. Аминев З.Г.   Некоторые особенности представлений о Тенгри у башкир
  10. Анжиганова Л.В., Топоева М.В.   Тенгрианство как маркер «Новой этничности»: региональный контекст
  11. Асылбекова А.М., Серкебай Н.А.   Қазақ мүсін өнеріндегі архетиптік бейнелер
  12. Аюпов Н.Г.   Тенгрианство и Ислам как факторы религиозной идентификации
  13. Багисбеков К.А.   Тенгрианство в музыке: на примере «Реквиема» Балнур Кыдырбек
  14. Базылхан Н.   Конно-кочевая империя Евразии (V-XIVвв.): тюрко-монгольские этнокультурные некоторые термины в миропонимании Тенгрианства (артефакты поминальных комплексов и реликтовые материалы в практике современности)
  15. Байжумин Ж.Г.   Прототюрки и происхождение тенгрианства
  16. Бакчиев Т. А.   Роль мифических героев в формировании и развитии эпического героя (на примере эпоса «Манас»)
  17. Бамао Д.   Изучение тибетской эпической сказительской традиции как нематериальное культурное наследие народов Евразии
  18. Бегалинова К.К.   Тенгрианская культура и философия: сквозь призму истории
  19. Безертинов Р.Н.   Встреча с Душой
  20. Габитов Т.Х., Алимжанова А.Ш.   Космоприродные начала протоказахской культуры и тенгрианство
  21. Галимзянов А.И.   Первая мировая религия – тенгрианство тюркских народов
  22. Гоголев А.И.   Основы тенгрианства в якутских религиозных верованиях в XVII-XIX вв.
  23. Данилова А.Н.   Роль божеств айыы в рождении эпического героя (по материалам якутских олонхо)
  24. Дашням Л.   Тэнгри в понимании Чингис Хаана
  25. Джавадов Ш.Ф.   Действующие тенгрианские сакральные храмы и возрождение тенгрианства в Северном Азербайджане
  26. Донгак У.А.   Мифопоэтические образы тенгрианства в тувинской поэзии: поэтика художественной модальности
  27. Ёвкочев Ш.А.   Роль доисламских верований в формировании местной формы ислама в Центральной Азии
  28. Ефимова М.Т.   Сакральная символика эпического числительного «четыре»
  29. Жаксылыков А.Ж.   Образ троемирия в архаическом (тенгрианском) миропредставлении казахов
  30. Жерносенко И.А.   Культ кузнецов – ядро палимпсеста сакральных центров (на примере Каракольской долины)
  31. Жумагулов М.Ж., Сыдыкбеков Р.Д.   Аксиология экологических парадигм в тенгрианстве
  32. Ибраев Б.А.   Башни, “тянущие небо” и проблемы озарения
  33. Илларионов В.В., Илларионова Т.В.   Судьба олонхо в ХХI веке
  34. Кокумбаева Б.Д., Курмангалиева М.С.   Тенгрианский тип культуры в контексте социокультурной динамики (на казахском материале)
  35. Котожеков А.И.   Мотивационный фактор в древнейшей тенгрианской цивилизации
  36. Кохаева А. А.   Рациональные основы тенгризма
  37. Кретова Т.Е.   Тенгрианство, как адекватное современное мировоззрение
  38. Кривошапкин А.И. – Айыҥа   Тайны рунической письменности и связь их с тенгрианской религией
  39. Курманбаев Е.А.   Ахмет Яссауи: попытка возрождения тенгрианства
  40. Курмангалиева М.С.   Эволюция основных констант тенгрианского мировоззрения  в творчестве сал-серэ
  41. Лукина А.Г., Докторова Н.И.   Якутский ритуальный танец битии в контексте тенгрианского мировоззрения
  42. Мавров С.Г.   Храм Тангра
  43. Мамедов М.М.   Смерть и воскресение в тенгрианстве и шаманизме
  44. Мамыев Д.И.   От тенгрианства к ноосфере (или от Экологии Души к Экологии Жизни)
  45. Мухамбетова А.И.   Реинкарнация  в тенгрианстве
  46. Набиева Ф.Р.   Связь хороводов со священными храмами Cолнца
  47. Нарымбаева А.К.   Современные мировые религии – ответвления тенгрианской религии
  48. Нурмуханбетов А.Б.   Қасиет. Духовная система казахов
  49. Озгур Б.Э.   Не ранней ли культуре тюрков принадлежат  храмы Гёбеклитепе?
  50. Омарова Г.Н.   Тенгрианство и музыка кочевых народов Центральной Азии
  51. Оросина Н.А.   Образ верховного божества Юрюнг Аар  (Айыы) тойона в якутской эпической традиции (на примере олонхо таттинской и вилюйской традиций)
  52. Оспан Б.А.   Кумыс – древний напиток
  53. Оспан Б.А.   Тенгри в казахской поэзии
  54. Оспанов С.И.   Тенгрианство как эко-менто-этическое мировосприятие: теоретико-методологические проблемы (по фольклорным мотивам казахского и якутского народов)
  55. Павлова Н.В.   Имена божеств в традиционных формулах якутской волшебной сказки
  56. Поликарпов Г.В., Сагимбаева Ж.Б.   Нравственные и ценностные приоритеты народной мудрости   тенгрианства  в  системе школьного дополнительного  образования (на примере социокультурного феномена Коркыт)
  57. Раев Д.С., Сарсенов М.Б.   Тенгрианство как религиозно-духовное мировоззрение тюрков-кочевников
  58. Рахимжанова Л.Ш.   Архитектор первых храмов и алтарей – богиня Умай
  59. Сабит М.С., Жумагулов М.Д.   О творчестве Н.Г. Аюпова как тюрколога и тенгриведа
  60. Сабырова Ә.С.   Көшпенділер менталитеі
  61. Саламзаде Э.В.   Коркут как ипостась Тенгри в тюркском изобразительном искусстве
  62. Самдан З.Б.   Тенгрианская символика в тувинской мифологии
  63. Сарткожаулы К.   Философский анализ влияния на современные мировые религии  древнетюркской тенгрианской религии
  64. Семби М.К.   Сакрально-храмовые тенгрианские памятники архитектуры Казахстана
  65. Султангареева Р.А.   Феномен   тюркского эпического сказительства: истоки, философия, предназначенность мастера
  66. Султангареева Р.А.   Календарные и свадебные песнопения: отражение  идей родства и единства природы и человека
  67. Сундуй Г.Д.   Этнопедагогика тюрко-монгольского тенгрианства (на материале тюркских народов Южной Сибири и Западной Монголии)
  68. Телебаев Г.Т.   Категория «TEŊIRI» в тюркских письменных источниках
  69. Толстякова С.П.   Сакральные жесты в традиционной культуре народа саха
  70. Тукешева Н.М.   Высший закон Тенгри или идеологическое оформление власти посредством норм «төру /törü» в древнетюркском обществе
  71. Тулешов В.У., Курманбаев Е.А.   Аксиологические смыслы экологичности сознания в тенгрианстве
  72. Ушницкий В.В.   Древние корни тенгрианской веры
  73. Федорова Л.В.   Возрождение тенгризма как религиозного учения в наши дни
  74. Фукалов И.А.   Пережитки тенгрианства в сакральных титулах булгарских правителей
  75. Хисматуллина А.Ф.   Загадки прототюркской цивилизации
  76. Хисматуллина А.Ф.   Остров туранского духа
  77. Хусаинова Г.Р.   Об экологической культуре башкир (по материалам башкирской народной волшебной сказки)
  78. Шайхутдинов Д.И.   О принципах и условиях зарождения цивилизации
  79. Шакирова Р.Г.   Тенгрианство как открытое мировоззрение в творчестве профессора Н.Г. Аюпова
  80. Genggayixi   Research on ethnic origin and symbolism of birds Qiong (Khyung) clan (Исследование признаков этнического происхождения символики клана птицы Qiong (Khyung)
  81. Huangzhi   Магический сказитель – сказитель- прорицатель
  82. Афанасьев Л.А.-Тэрис, Холмогорова А.А.   Учение Айыы и роман «Эллэй Боотур» Л.А. Афанасьева-Тэрис
  83. Барахова С.И., Павлова Г.Н.   Традиционная сакральная символика в современном якутском ювелирном искусстве
  84. Кужаков Е.Ф. – Раян Куш   Возрождение боевых искусств великой степи «Тенгрикурес»
  85. Музаева Г.Д.   Космолечение как результат экологической мудрости
  86. Романов Е.В.   Возрождение якутских традиций сыродутной  выплавки железа
  87. Сарыгулов С.И.   Духовное  и  материальное  в культуре  кочевников
  88. Сивцев А.Д.-Айсен Дойду   Феномен бога Аар Айыы Таҥара в исследованиях учёных Республики Саха (Якутия)
  89. Мавров С.Г.   Методика обучения болгарских колобров учению о боге Тангра (Тенгри)
  90. Угаров Г.С. – Эhээ Дьыл   Вера в Танара (танараианство)
  91. Федоров К.А.   Древняя история Великой степи или сказка про голого короля
  92. Федорова Л.В.   К вопросу понятийно-категориального аппарата и глоссария тенгриведения
  93. Ауезов Г.Ж.   Көне түркiлердiң «Тәңiрi» ɏғымы
  94. Кузбакова Г. Ж.   Отражение тенгрианства в обрядовом фольклоре казахов
  95. Мухтарова Г.С.   Философия тенгризма в традиционной казахской культуре

____________________________________________________________________________________________

Фотогалерея